Ксюша пренебрегала… Ксюша давно мечтала о своем деловом проекте. Она всегда видела себя как успешного предпринимателя, похожего на Джона Голта, способного бороться с бюрократией и развивать бизнес в любых условиях.
Так вот, Ксюша положила болт DIN 931 M36x380 с высокой прочностью 12.9, покрытый цинком, на витрину. Этот болт уже давно не приносил дохода, так же как и многие другие товары, в которые она вложила свои средства. Компания Ксюши занималась розничной продажей немецкого крепежа на производство. Ксюша даже вошла в рейтинг успешных женщин Санкт-Петербурга.
Но успех в предпринимательстве складывался не совсем так, как ожидала Ксюша: объем продаж рос, а прибыль уменьшалась. Деньги все больше “застревали” в непродаваемом крепеже, как этот болт, который она положила… на витрину. Она боялась повысить цены, чтобы не потерять клиентов, но даже не задумывалась о марже.
Через год оборотные средства иссякли, и ей понадобились кредиты. В поисках решения она наткнулась на книгу и начала искать свою утраченную прибыль.
10 Законов увеличения прибыли. Работа с ассортиментом (Ирины Нарчемашвили)
1. Проведите корректный ABC-анализ ассортимента
Ксюша принялась работать над своим ассортиментом. Все просто: она выгрузила весь товар в таблицу и разделила его на три категории: A, B и C. Группа A – самая прибыльная для компании, составляющая 20% от общего числа, группа B – 30% от этого числа, и группа C (наименее выгодная) – 50%.
Оказалось, что маржа по категории A очень хороша, по B – нормальная, по C – наименее интересная. То же самое относится к количеству продаж: A – продается хорошо, B – средне, C – плохо.
Три столбика: маржа, маржа в процентах и количество проданных штук. Например, упаковка винтов обходится Ксюше в 800 рублей, и она продает их за 1 000 рублей. Маржа составляет 200 рублей или 20%.
Ксюше были ясны две позиции для продвижения, 75 строк в ABC-анализе и последние 5 друзей, у которых можно было занять 40 000 рублей. Не то, чтобы этого было достаточно для бизнеса, но если она начинала что-то делать, для нее было важно довести начатое дело до конца или признаться в поражении. Единственное, что ее пугало — это банкротство, и чтобы избежать этого, Ксюша ответственно подошла к продвижению товаров.
Можно было вложиться в продвижение саморезов по дереву или винтов. Она нашла эти позиции в своем ABC-анализе и провела сравнительный анализ. По результатам продвижения Ксюша планирует продать на 1 млн рублей. По винтам у нее маржа 20%, по саморезам – 35%. По предварительным расчетам рекламная кампания по винтам вообще не должна была принести прибыли, а по саморезам – 150 000 рублей. Остальные позиции с процентом маржи выше среднего Ксюша включила в рекламный бюджет.
Такая кампания позволила ей привлечь новых клиентов и повысить прибыль. Она также стала продавать больше старым клиентам. Таким образом, благодаря упору на высоко маржинальные товары Ксюша уже увеличила прибыль без повышения цен.
— Возможно, стоит повысить цены? — подумала Ксюша. — Но как это сделать, чтобы не потерять клиентов?
2. Не бойтесь увеличивать цены, но не устанавливайте “потолочные” значения
Ксюша открыла готовый ABC-анализ. Оказалось, помимо маржи и количества продаж, важно оценить, как часто покупают этот товар вообще. Для этого используется другой инструмент – XYZ-анализ. Ксюша проверила всю продукцию по месяцам и оценила отклонения:
– если отклонение менее 10%, то товар относится к категории X;
– если от 10% до 25%, то к Y;
– если более 25%, то к Z.
Повышать цены на товары из категории A по количеству нельзя. Клиенты ориентируются на эту цену при формировании мнения о других. То же относится к категории X – эти товары постоянно покупают одни и те же клиенты.
Товары, находящиеся в категории A с высокой маржей, и так приносят хорошую прибыль. Ксюша начала продавать их наращивая объемы.
В первую очередь Ксюша выбрала 10–15% товаров из всего ассортимента и повысила цены. Однако она не произвольно выбрала, а из разряда B и С по проценту наценки, из разряда B — по количеству.
И… удалось! Клиенты не сравнивали этот товар с конкурентами, так как он не является ориентиром цен. Ведь больше всего они приобретают разряд А. Но Ксюша специально начала с разряда B, так как разряд A клиенты все время сравнивают по цене, а разряд C слабо продается, и для Ксюши такие продажи не почувствуются.
Но она не остановилась, в течение полугода скорректировала и другие цены:
– на товар в разряде А по наценке — от 1 до 5%;
– в разряде В — от 3 до 10%;
– и в С — от 5 до 10%.
Так у Ксюши наценка в процентах (M%) выросла на 8%. А с оборота 10 млн руб. в месяц это целых 800 000 рублей, которые Ксюша может потратить на продвижение, улучшение сервиса, новые товары или бонусы для сотрудников.
3. Освобождайте деньги из «мёртвого груза» на складе
С системным подходом дела у Ксюши, пошли вверх, но ещё очень много денег было заморожено в товаре.
Так, в ABC анализе есть товар в разряде CCC: он с низкой наценкой и его мало покупают. Затем Ксюша посмотрела XYZ-анализ. Часть товара оказалась в разряде X: значит, его постоянно покупают одни и те же клиенты. Открыла чеки и поняла, что этот товар нужен для ассортимента. Да и клиенты его покупают постоянно, зачем отдавать конкурентам?
«А вот разряд CCCZ — совсем другое дело», — подумала Ксюша, и вывела из ассортимента около 30 позиций и освободила себе деньги на закупку более ликвидного товара.
Ксюша все лучше понимала, что нужно как можно выгоднее вкладывать деньги в товар, так как это существенная статья расходов. Это около 50% потенциала её прибыли. Чтобы не хранить деньги в товарах на складе, она составила правила закупок.
Ксюша задумалась: «Закупать товары я буду раз в месяц. По каждой позиции у меня будет неснижаемый остаток. То количество, которое автоматически поддерживается на складе».
Если в разряде две буквы АА (ААВ, ААС, АВА. АСА, ВАА, САА, ААА), то поддерживать будем в 2 раза больше, чем продаём за месяц. Это значит, что раз этих болтов продаем 1000 шт. в месяц, то на складе будет лежать 2000 шт.
Если в разряде две буквы ВВ — коэффициент будет 1,5.
А в разряде СС — коэффициент 1,2.
Благо у Ксюши бизнес был не сезонный, поэтому она могла не редактировать неснижаемый остаток под разные периоды.
Используя инструменты по советам Ирины Нарчемашвили, Ксюша восстановила бизнес, увеличила наценку и оборачиваемость товара. Прибыль в компании начала расти, теперь денег хватает и на операционную деятельность, и на развитие. Да и интересные новинки от немцев она стала первой привозить на отечественный рынок. При этом анализировать и корректировать ассортимент Ксюша продолжает до сих пор.