Как один человек смог создать империю, стоящую в одном ряду с такими гигантами, как Walmart и Amazon? Это не просто история о создании Alibaba.com, Taobao.com, Tmall.com и других компонентов группы Alibaba. Это рассказ о Рокфеллере XXI века, чьи акции в 2014 году установили мировой рекорд, достигнув суммы в 25 миллиардов долларов.
История Джека Ма — это более чем просто биография; это урок для всех нас о том, как визионерское мышление и неустанный труд могут привести к созданию чего-то поистине великого. Приглашаю вас присоединиться в путешествии по страницам книги «Alibaba. История мирового восхождения от первого лица», Дункан Кларк. Продолжим?
- Какие мысли возникают, когда вы думаете о торговле с Китаем?
- Вероятно, вы вспомните Алибабу. В настоящее время стоимость компании достигла 500 миллиардов долларов, и это самая крупная торговая платформа в мире с более чем 35 000 сотрудниками.
- Но в 1999 году команда насчитывала всего 18 человек, одним из которых был Джек Ма, основатель Алибабы.
Ключевые идеи книги: «Alibaba. История мирового восхождения от первого лица», Дункан Кларк
Уверенность лидера и глобальные действия – основа процветания компании
В 1964 году в городе Ханчжоу в семье скромных музыкантов родился мальчик по имени Ма Юнь.
В будущем он сменит имя на Джек Ма и станет самым богатым человеком в Китае с состоянием в $35 миллиардов.
Но тогда маленький Джек Ма рос в бедной семье. Одноклассники постоянно издевались над ним. С учебой дела обстояли тоже плохо. В младшей школе основной тест он сдал только с третьей попытки, а в средней — с четвертой.
Однако Джек Ма был чрезвычайно нацелен на успех. В 12 лет он решил учить английский, для этого каждое утро садился на велосипед и 40 минут ехал в ближайший отель, где мог пообщаться с иностранцами.
При поступлении в университет Джек умудрился сдать экзамен по математике на один из 120 баллов. Конечно, он не сдался и со третьей попытки поступил на педагогическое отделение по английскому языку.
После университета Джек получил работу преподавателя английского с зарплатой $12 в месяц. И женился. Конечно, таких денег ни на что не хватало, и он искал себе другую работу.
Много собеседований и везде — отказ. Даже в отборе в KFC Джек оказался единственным из 24 человек, которому отказали.
Но Джек Ма не сдавался, продолжая искать способы обеспечить свою семью, и вскоре создал бюро переводов. Это был его маленький бизнес, основанный на главном доступном ресурсе — знании английского.
Через некоторое время Джеку удалось побывать в США. Он видел, что аналоги товаров в Китае стоят в разы дешевле, чем в других странах.
И тогда Джек серьезно задумался о создании интернет-площадки, которая поможет китайским предпринимателям общаться с большим числом покупателей по всему миру, обойдя проблему высокой стоимости аренды земли и недвижимости в Китае.
Кремниевая Долина в бизнес-план Джека Ма не поверила.
Тогда Джек в Китае собрал 23 своих друзей и знакомых и рассказал о своей идее. 17 человек его поддержали, и вместе они собрали стартовый капитал — 60 тысяч долларов.
Так началась история крупнейшего виртуального торгового центра в мире.
Джек решает проблему десятков тысяч китайских предпринимателей, предоставляя возможность бесплатно предлагать свои товары на уже готовой площадке с огромным количеством покупателей. Деньги оплачивают только те, кто желает продвигать товары с использованием рекламных объявлений.
А способность быстро реагировать на любые, даже катастрофические, изменения помогло Alibaba выжить и процветать.
Когда в 2002 году в Китае началась эпидемия вируса SARS (атипичная пневмония). Вирус унёс жизни около 800 человек, ещё более восьми тысяч были заражены.
Однако Alibaba смогла найти способ помочь жителям Китая. Миллионы людей, опасаясь выходить из своих домов на улицу, решились совершать покупки онлайн, что значительно помогло развитию электронной торговли и Alibaba в частности.
Так всего за десять лет Джек Ма создал Alibaba Group, в которую сегодня входят: Alibaba.com, Alibaba Pictures, AliExpress.com, Taobao.com, Tmall.com, Alipay и другие. Годовой объем покупок на сайтах Alibaba превышает 400 миллионов человек.
Благодаря Джеку Ма в настоящее время начать выгодный бизнес с Китаем намного проще.
Развивайте корпоративную культуру и проявляйте интерес к своим сотрудникам
Мотивация сотрудников на преодоление трудностей всегда имела решающее значение для Alibaba. Джек Ма разработал для своих сотрудников 6 основных принципов работы, которые способствовали успеху компании.
- «Клиент прежде всего» — это девиз Alibaba. Побуждайте сотрудников к достижению максимального результата различными методами. Акцентируйте внимание на личном взаимодействии сотрудников с клиентами.
- «Командная работа» — важная составляющая корпоративной культуры. Организуйте неформальные мероприятия для сплочения людей. Например, сотрудники Alibaba регулярно участвуют в групповых играх, поездках, вместе поют и танцуют на регулярных собраниях.
- «Принятие изменений». Этот принцип в Alibaba заключается в постоянной ротации персонала, независимо от их эффективности. Обучите своих сотрудников легко относиться к изменениям — и они перестанут бояться неудач и трудностей.
- Более того, частые перестановки кадров помогут избежать «засиживания» на местах и уменьшат риск коррупции. Этот подход отражает принцип «Честность».
- «Страсть» и «Приверженность» — это необходимость проявлять энтузиазм в своей работе. Сотрудники Alibaba говорят: «Быть бойцом — это быть пылким». Своим примером мотивируйте подчинённых вкладывать душу в работу, и это увеличит их эффективность в разы.
Соответствие этим 6 принципам сильно влияет на карьеру в компании. Каждый сотрудник Alibaba стремится внести свой личный вклад в развитие, зная, что он является важной частью целой системы, и о нём заботятся. Такая система во многом определяет успешное развитие компании.
Основная идея книги
Джек Ма и его невероятная история — доказательство того, что талант в сочетании с трудолюбием позволяют достичь казалось бы невозможного.
Способность удовлетворять потребности своих клиентов, и вовремя реагировать на любые изменения позволяет выжить в конкурентной борьбе.
Эффективность работы сотрудников напрямую зависит от корпоративного духа и настроя внутри самой компании.
«Денег всегда хватает. Нам не хватает людей с мечтами, людей, которые могут умереть за эти мечты». Джек Ма