Книга Джеффри Лайкера “Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира” – это ключ к пониманию философии бизнеса, лежащей в основе одного из самых успешных и стабильных производителей в мире.
В этой книге вы найдете:
- 14 принципов менеджмента Toyota, которые помогут вам улучшить свой бизнес.
- Практические советы по внедрению системы Toyota в вашей компании.
- Реальные примеры того, как Toyota использует эти принципы для достижения успеха.
“Дао Toyota” – это не просто книга о бизнесе. Это книга о том, как создать культуру непрерывного совершенствования, уважения к людям и стремления к долгосрочному успеху.
Хотите узнать больше? Продолжите чтение, и вы узнаете:
- Как Toyota создает ценность для потребителя, общества и экономики.
- Как Toyota вовлекает каждого сотрудника в процесс улучшения бизнеса.
- Как Toyota предотвращает ошибки и добивается безупречного качества.
- Как Toyota развивает своих сотрудников и создает лидеров.
- Краткое содержание книги: Дао Toyota
- Компонент 1. Философия. Придерживайтесь долгосрочной перспективы
- Компонент 2. Стройте правильные процессы, чтобы достичь правильных результатов
- Избегайте перепроизводства
- Выравнивайте рабочую нагрузку
- Предотвращайте ошибки всеми возможными способами
- Придерживайтесь визуального контроля
- Компонент 3. Уважайте сотрудников и партнёров, развивайте их и ставьте амбициозные цели
- Компонент 4. Решайте фундаментальные проблемы: это стимулирует к обучению и развитию всей организации
- Ключевые идеи книги
Краткое содержание книги: Дао Toyota
Toyota разработала собственную систему производства – TPS, или Lean Production. Этот опыт может быть применен в любой компании, от крупных производств до микро-бизнеса.
Суть Lean Production заключается в создании атмосферы, способствующей изменениям, и включении каждого сотрудника в процесс улучшения бизнеса.
Эксперты Toyota научились составлять карту добавленной стоимости, куда вносились только действия работников, преображающие сырье в конечный продукт. Реализовать предложенную модель TPS Toyota возможно, следуя 14 принципам пути, или – Дао. 14 принципов объединены в 4 компонента.
Компонент 1. Философия. Придерживайтесь долгосрочной перспективы
Философия Toyota – это стратегическое мышление. Все короткосрочные решения принимаются также с учетом долгосрочной перспективы.
Цели компании должны быть «благороднее, чем просто зарабатывание денег». В то время как большинство компаний сокращают персонал ради снижения затрат, Toyota никогда не увольняет своих сотрудников. Все работают на общую цель – занять место в истории.
Это похоже на единый живой организм, где все направлено на «создание ценности для потребителя, общества и экономики».
«Неизменный успех Toyota проистекает из философии бизнеса, в основе которой лежит понимание людей и их мотивации». Джеффри Лайкер
Компонент 2. Стройте правильные процессы, чтобы достичь правильных результатов
Большинство процессов в компаниях состоит на 90% из потерь и лишь на 10% из работ, которые добавляют ценность продукту. Хорошо налаженные процессы внутри компании принесут колоссальный результат.
Делайте из производственного процесса непрерывный поток.
Самые частые ошибки производства – это потери, или, как их называют в Toyota, – муда.
Вот 8 видов потерь, от которых стоит избавиться:
- Перепроизводство. Оно ведёт к увеличению складских помещений, персонала и всей инфраструктуры.
- Ожидание. Сотрудники, которые простаивают в ожидании своего этапа из-за нехватки информации, инструмента, загрузки или чего-то еще.
- Излишняя обработка. Долгий процесс работы из-за неэффективных решений или неподходящего инструмента. Сюда также относятся завышенные требования к качеству.
- Лишние движения. Сотрудникам нужно для выполнения работы что-то искать, подбирать, тем более за чем-то ездить.
- Дефекты. Появление дефектов во время производства требует много ресурсов на их устранение или утилизацию дефектного товара.
- Излишек запасов. Деньги замерзают на складе, продукция морально устаревает. Запасы мешают выявлять проблемы с поставкой и сбалансированностью производства.
- Лишняя перевозка готовых изделий между отделами или складами.
- Неиспользованный творческий потенциал сотрудников. Идеи, навыки, улучшения, опыт Ваших сотрудников, который не получит Ваша компания.
Избегайте перепроизводства
Многие компании используют принцип «выталкивания запасов», работают по графику и пытаются сбывать излишки или залежавшуюся продукцию со скидкой. Но спрос на такую продукцию может резко измениться, что приводит к потерям.
Toyota пользуется принципом «вытягивания запасов», когда производится ровно столько, сколько требуется потребителю. Это достигается за счет системы канбан. Она позаимствована у американских супермаркетов.
Ассортимент и количество товара заранее определены и поддерживаются автоматически. Когда потребитель берет с полки какое-то количество товара, канбан «сигнализирует» в виде пустой полки, коробки или таблички, что нужно пополнить запас. И он пополняется. Необходимо, чтобы его доставили «точно вовремя».
Всё это позволяет товару не портиться, а компании не тратить деньги на его хранение.
Выравнивайте рабочую нагрузку
Как правило, продукты изготавливаются в порядке поступления заказов. Сотрудникам и оборудованию периодически придется работать в авральном режиме, но после этого всегда будет наступать простой.
Крайне важно устранить пиковый перегруз людей и оборудования и равномерно распределять нагрузку.
В Toyota используется метод устранения трёх М: Муда, Мури и Мура.
- Муда – различные виды потерь, которые не добавляют ценности продукту. С ними мы познакомились ранее.
- Мури – перегрузка людей и оборудования. Это понижает безопасность и вызывает проблемы с качеством.
- Мура – неравномерность. Неправильно составленный график поставок ресурсов и производства.
Другой важный компонент выравнивания производства – максимально быстрая переналадка оборудования. Способность сделать так, чтобы перенастройка производства от одного продукта до другого произошла максимально быстро, стала в Японии искусством, чем-то вроде национального спорта.
Предотвращайте ошибки всеми возможными способами
Лучше всего избегать потерь, предотвращая ошибки. Для этого в Toyota создана специальная система – Дзиока. Эта система позволяет немедленно остановить оборудование, если выявлена какая-либо проблема.
Разработайте визуальную систему оповещения для процессов, чтобы знать, когда где-то произошел сбой или что-то пошло не по плану.
Также на производстве используется Пока-еёке, защита от ошибок или «защита от дурака», то есть защита от неверных действий человека при изготовлении, пользовании или техническом обслуживании оборудования.
В Toyota она позволяет автоматически остановить конвейер или отдельный участок, если работник не совершил требуемое действие. Например, не вернул сборочный инструмент в специальный держатель.
Но применений подобной защиты может быть множество: невозможность ввести неправильный формат данных (собственное имя вместо номера телефона), пластиковый замок на розетке, который открывается только от вилки питания, ванные с отверстием для перелива.
Придерживайтесь визуального контроля
В эффективном производстве не допускаются беспорядок и хаос. В компании Toyota используется система организации рабочего пространства 5S
5S — это пять японских терминов или 5 этапов.
Этап 1. Классифицируйте.
Разделите все предметы на рабочем месте на три категории:
- Необходимые всегда.
- Необходимые время от времени.
- Ненужные.
От ненужных немедленно избавляйтесь
Этап 2. Поддерживайте порядок.
Все предметы должны находиться в своих местах. Несмотря на то, насколько это может показаться простым, этот принцип часто игнорируется другими компаниями.
Правило размещения предметов:
- все должно быть видно;
- их должно быть легко взять,
- легко использовать
- и легко вернуть на место.
Этап 3. Поддерживайте чистоту.
Это не просто уборка, это контроль и поддержание порядка в системе.
Разграничьте рабочее пространство на зоны, их можно выделить линиями. Также можно использовать шаблоны для размещения используемого инструмента.
Определите ответственных за уборку.
Укажите время уборки. Например, можно выделить 10 минут утром и 10 минут вечером.
Этап 4. Установите стандарты.
Установите стандарты для всех процессов из первых трёх этапов.
Этап 5. Усовершенствуйте.
Наблюдайте за использованием рабочего места, чтобы упростить работу.
Используйте фото «Прежде» / «После».
Оценивайте эффективность системы и постоянно её улучшайте.
Компонент 3. Уважайте сотрудников и партнёров, развивайте их и ставьте амбициозные цели
«Мы в Toyota считаем, что члены команды — люди — наша главная ценность».
Необходимо выслушивать работников и использовать их идеи при планировании. Талантливых специалистов лучше всего развивать внутри компании, а не переманивать у конкурентов. Это позволит находить людей, которые разделяют философию компании. Лидеры должны служить образцом этой философии и быть примером для остальных сотрудников.
Уважение должны получать не только сотрудники компании, но и каждый партнёр и поставщик. Относитесь к ним как к равным. Обучайте своих партнеров. Стремитесь понять их потребности и помогайте им достигать совершенства.
По мнению поставщиков, Toyota стала не только самым лучшим, но и самым требовательным их клиентом. Требовательность – не значит проблемы, требовательность — это дисциплина.
Компонент 4. Решайте фундаментальные проблемы: это стимулирует к обучению и развитию всей организации
Непрерывное обучение и улучшение в Toyota получило название кайдзен. Это больше, чем просто постоянные усовершенствования производства, это образ мышления всех сотрудников и руководителей.
Одной из методик формирования кайдзен является метод «пять почему», который позволяет выявить первоначальную причину любой проблемы.
Метод состоит из семи шагов.
Прежде чем решить проблему, необходимо оценить ситуацию и определить её суть.
Этап 1. Возникло ощущение сложной проблемы.
Этап 2. Проясните суть проблемы.
Этап 3. Если проблема реально существует — определите место, где она возникает. Выяснили место возникновения проблемы.
Этап 4. Теперь выявите первопричины с помощью метода «пять почему».
Например, в организации ограничены денежные средства.
- Почему?
Мы предоставляем отсрочку платежа клиентам, они медленно оплачивают, и там большая часть наших средств. - Почему?
Менеджеры не контролируют дебиторскую задолженность. - Почему?
Не настроены KPI по дебиторской задолженности. - Почему?
Руководитель отдела продаж не включил этот показатель. - Почему?
Его стимулы не зависят от прибыли компании.
Этап 5. Примите меры по исправлению ситуации.
Этап 6. Оцените полученные результаты.
Этап 7. Если результаты устроили — стандартизируйте.
Ключевые идеи книги
Производственная система Toyota базируется на простых принципах: непрерывное усовершенствование, управление процессами и уважение к сотрудникам.
Непрерывное усовершенствование побуждает людей постоянно обучаться и создает атмосферу, которая делает осторожные изменения естественными и необходимыми. Уважение позволяет вырастить лучших работников, преданных компании.
Именно эти простые принципы, дополненные необходимостью избегать излишества и стратегическим планированием, делают опыт Toyota основой стабильного успешного бизнеса.