Джон Дорр занимает почетное место среди ведущих американских венчурных инвесторов. В 1999 году он сделал значительное вложение, инвестировав примерно 12 миллионов долларов в молодой проект, созданный двумя выпускниками Стэнфордского университета — Сергеем Брином и Ларри Пейджем. Это вложение открыло ему дорогу в совет директоров Google. Несмотря на наличие у Пейджа и Брина амбиций и передовой технологии, у их стартапа отсутствовали бизнес-план и стратегия развития. Дорр представил им концепцию OKR (Objectives and Key Results — цели и ключевые результаты), которая способствовала формированию необходимой управленческой направленности у двух технических гениев. Система OKR быстро стала ключевым элементом управления в Google и впоследствии нашла широкое применение во множестве стартапов и крупных компаний различных секторов. Принципы OKR Дорр познал, работая в Intel под руководством Энди Гроува, который и заложил основы этой методологии.
Ключевые идеи книги: Измеряйте самое важное. Как Google, Intel и другие компании добиваются роста с помощью OKR, Джон Дорр
Основные компоненты системы OKR:
- Цели: определяют, к чему компания стремится. Это важные ориентиры, к которым должны быть направлены усилия как руководства, так и каждого сотрудника. Эффективные цели отличаются значимостью, достижимостью, ориентацией на действие, амбициозностью и способностью мотивировать.
- Ключевые результаты: конкретные, измеримые индикаторы, отслеживающие прогресс в достижении целей. Они представляют собой конкретные шаги и задачи, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей, позволяя мониторить и анализировать успехи компании в реализации своих стратегических задач. Ключевые результаты должны быть четко сформулированы, привязаны к временным рамкам, амбициозны, но реалистичны.
Цель системы OKR — синхронизировать действия всех сотрудников в направлении достижения ключевых стратегических целей компании. По мнению Дорра, OKR служит эффективным средством против расточительности ресурсов и нечетких стратегий. В контексте установления целей компания может столкнуться с тремя основными ошибками:
- Установка избыточного количества целей за короткий промежуток времени, что затрудняет понимание приоритетов среди сотрудников;
- Противоречие между различными целями;
- Отсутствие четко определенных целей.
Недопонимание сотрудниками стратегических целей компании ведет к снижению их продуктивности. Таким образом, OKR выступает как мощный инструмент для четкой постановки и достижения целей.
- Инсайт 1. Ознакомьтесь с целями и ключевыми результатами (это актуально для любого дела, не только для бизнеса)
- Инсайт 2. Используйте четыре супер силы OKR
- Суперсила 1: Приоритеты и обязательства.
- Сила 2: Согласование и открытость
- Сила 3: Мониторинг показателей
- Сила 4: Желание достичь выдающихся результатов
Инсайт 1. Ознакомьтесь с целями и ключевыми результатами (это актуально для любого дела, не только для бизнеса)
Представьте себе 1999 год. Компания Google находится в небольшом двухэтажном здании, состоит из 30 человек и занимает 18‑е место в рейтинге поисковых систем. Однажды к ним приезжает Джон Дорр — человек, который два месяца назад согласился инвестировать в едва зародившуюся компанию несколько десятков миллионов долларов. Дорр придерживается одной из самых эффективных методик управления, которую он заимствовал ещё в годы своей работы в Intel…
Команда Google — по рекомендации инвестора — принимает методику на вооружение. А затем постепенно приходит к тому, что мы можем видеть сейчас: число сотрудников превышает цифру в 85 000, по версиям популярных баз данных компания признана самым мощным брендом в мире и самым дорогим ещё в 2011 году.
Талант лидеров и основателей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина бесспорны. Но сам Ларри Пейдж говорил: «Джон Дорр принёс в Google удивительный подарок. OKR усилил наш рост в десять раз, причем неоднократно. Благодаря им наша безумная цель — «организовать всю имеющуюся в мире информацию» — стала достижимой». Так что это за методика OKR?
С буквального английского перевода OKR означает «Цели и ключевые результаты» и представляет собой методику постановки целей и конкретных шагов на пути к достижению
Все просто: ваша цель — это направление, то, чего хотите достичь. Это ваше «Что». Ключевые результаты — метрики, показатели, характеризующие достижение цели. Это ваше «Как». Они легко измеримы. «Я достиг их? Да, нет? На сколько процентов?» Всё просто.
OKR не волшебная палочка, она не отменяет необходимости командной работы и корпоративной культуры в целом. Но если лидер и команда выстраивают систему OKR, она способна привести их «to the mountain top».
Выступая перед небольшой командой Google в 1999 году, Джон Дорр сказал:
— Сейчас я наглядно продемонстрирую вам то, о чём хочу рассказать.
Цели — это то, чего нужно достичь (наше «Что»). Они конкретны, выполнимы и заряжают вас энергией действовать.
Моя цель — предложить модель планирования для вашей компании.
Ключевые результаты — это то, как мы добьёмся цели (наше «Как»). Они привязаны к срокам, их можно измерить и проверить. Обычно их не более пяти, чтобы не распыляться. Когда все ключевые результаты достигнуты, мы можем считать, что достигли цели.
Итак, будем оценивать выполнение моей цели по трём ключевым результатам:
— Я закончу презентацию вовремя.
— Мы запишем пробный вариант квартальных OKR для Google.
— Правление компании даст согласие на три пробных месяца OKR.
Приведя ещё пару примеров, Дорр уложился ровно в 90 минут. Насколько успешно внедрили OKR, вы можете понять по сегодняшнему успеху Google.
Но как не уйти в сторону от настоящих целей и важных результатов, сделав планирование системным и разносторонним? Важно использовать супер силы OKR.
Инсайт 2. Используйте четыре супер силы OKR
Суперсила 1: Приоритеты и обязательства.
Без направления вы никуда не придёте. Вектор развития определяет не только руководство, но и команда, то есть цели предлагают как сверху вниз, так и снизу вверх.
Инициатива от сотрудников важна. Так было в случае Рика Кло, занимавшегося домашней страницей сайта YouTube. Его команда разработала OKR по оптимизации продуктивности работы сайта, и Рик представил план CEO YouTube САлару КамангАру. Тот, в свою очередь, представил OKR СEO Google Ларри Пейджу, который, подкорректировав сроки, сделал OKR Рика главным приоритетом.
Вся фирма сразу. Таким образом работник, бригада или отдел, занимающиеся индивидуальными вопросами, могут воздействовать на развитие фирмы целиком. Это здорово!
Тщательно подбирайте основные результаты с ясными формулировками. И помните, что это не план работ или список «что делать», а метрики, которые нужно достичь. Устанавливайте определённые сроки. Они укрепляют концентрацию и ответственность. Если цель на год вперёд, то сроки для ключевых результатов лучше делать ежеквартальными или ежемесячными.
Сила 2: Согласование и открытость
В исследовании было установлено, что открытые цели достигаются успешнее скрытых. Поддерживайте работников делиться своими OKR. Когда они будут видеть не только то, над чем работают их коллеги, но и ваш персональный OKR, OKR всей фирмы, улучшится взаимодействие и понимание каждым работником своей ценности в общем деле. В идеале нужны ежемесячные или ежеквартальные встречи для совместного обсуждения успехов и корректировки показателей, если необходимо.
Повысить согласованность целей в фирме помогает каскад OKR. Например, когда Ключевой результат фирмы становится Целью конкретного отдела, а его Ключевые результаты — целью конкретного работника.
Сила 3: Мониторинг показателей
Следите за сроками. Придумайте систему оценки достижения OKR. Или возьмите пример с Google, внедрив принцип светофора. Рассчитывайте средние доли или проценты достижения цели:
— от 0,7 до 1,0 = зелёный (цель реализована);
— от 0,4 до 0,6 = жёлтый (прогресс есть, но работа не завершена);
— от 0,0 до 0,3 = красный (нет прогресса).
А затем ответьте для себя на вопросы: всё ли удалось выполнить из задуманного? Что помогло, а что помешало?
Сила 4: Желание достичь выдающихся результатов
Google делит свои OKR на две категории: цели приоритетные и амбициозные. В 2008 г. один из сотрудников Google Сундар Пичаи воспламенился идеей: за 3 года создать лучший веб-браузер. Из года в год его приоритетными целями были:
– активная маркетинговая кампания и расширение рынка;
– улучшение технологии.
Их требовалось выполнить на 100%.
Амбициозными целями были цифры. В первый год он поставил себе планку в 20 млн пользователей браузера, а достиг 10 млн. На первый взгляд, это был провал. Но амбициозные цели могут претерпевать до 40% неудач, потому что ставятся обычно широко и смело. Они рождаются при ответе на вопрос: «Каким бы стал мой мир, если бы меня ничего не сдерживало?»
И уже на третий год, поставив планку в 100 млн. пользователей, Сундар получил 111 млн. И если вы пользуетесь браузером Google Chrome, то вы — среди них 🙂
Если ваша амбициозная цель выполнена на 111% или даже 80%, это говорит о правильном подходе к планированию и выполнении всех приоритетных целей. Вы — молодец! Но также это значит, что цель перестала быть амбициозной и необходимо повышать планку.
OKR, как и другие системы, — инструмент, а не «лекарство от всех болезней». Система эффективна при гибком управлении в современных фирмах, стремящихся к большему. Но для использования OKR нужно изначально формировать сильную корпоративную культуру и растить мыслящих руководителей.