Если Вы мечтаете стартануть с собственным делом, преодолеть сложную задачу или буквально научиться летать, история братьев Райт может стать для Вас отличным источником вдохновения. Ведь они были первопроходцами в авиации, изобретателями первого в мире самолёта.
Но за идеей успеха часто скрываются роковые случайности, борьба и неудачи. Вы узнаете обо всех малоизвестных фактах из жизни братьев Райт, а также поймёте, почему они стали кумирами для последующих поколений изобретателей по всему миру.
Из краткого содержания книги «Братья Райт: Люди, которые научили мир летать», автор Маккаллоу Дэвид Вы узнаете:
- почему первый официальный отчёт о моторизированном полёте был опубликован в журнале по пчеловодству;
- почему иногда не вредно пропускать школу;
- почему отказываться от роскоши полезно.
- С детства братья Райт росли как одна команда
- Не пугайтесь поражений
- От планирования в воздухе к моторизированным полётам
- Скептицизм со стороны прессы и военных
- Бизнес-интересы братьев
- Первые публичные полёты и успех
- Страшное ЧП едва не лишило Орвилла жизни
- Даже став героями Америки, братья не перестали трудиться
- Основная идея книги
С детства братья Райт росли как одна команда
Многие знают, что братья Райт сконструировали и построили первый в мире самолёт. Но история этого изобретения всегда оставалась малоизвестной.
Уилбур Райт, старший из двух братьев, родился 16 апреля 1867 года. Через четыре года, 19 августа 1871 года, на свет появился Орвилл.
Эти двое были неразлучны, как близнецы. Они вместе жили, вместе ели, вместе трудились, держали деньги на одном банковском счёте. Даже почерк у них был похожим.
Но при всей схожести образа жизни братья обладали разными характерами. Уилбур был более серьёзным, тяготел к учёбе. Сильный характер сделал его лидером в этой паре. Орвилл, напротив, был более мягким, чувствительным, тяжело переживал критику и неудачи. Однако он был жизнерадостным и имел практичный ум.
Кроме Уилбура и Орвилла, в семье было трое детей: младшая Кэтрин и двое старших — Рейчлин и Лорин.
Братья выросли в Дейтоне, штат Огайо. В то время Дейтон был пятым по величине городом штата.
Их мать, Сьюзан Кернер Райт, умерла от туберкулёза, когда мальчикам было около двадцати лет.
Их отец, епископ Милтон Райт, воспитывал детей в скромности, прививал любовь к чтению и труду. В доме всегда было много книг. Епископ Райт поощрял образование своих детей, но позволял прогуливать школу, если мальчики хотели остаться дома и почитать.
Ещё в старших классах Орвилл заинтересовался бизнесом и открыл типографию. В течение нескольких лет он издавал газету. Позже они с Уилбуром откроют фирму по продаже и ремонту велосипедов. Всю прибыль от этого бизнеса они будут вкладывать в свои изобретения.
Уилбур был очарован полётами, о которых он много читал в книгах своего отца. Уилбур увлекался работами немецкого изобретателя Отто Лилиенталя, который создал первый в мире планёр. Затем его внимание привлёк механизм полёта птиц. Позже Уилбур прочитал о французском поэте и землевладельце Луи-Пьере Муйаре, который также был одержим любовью к полётам.
Так зарождалась мечта братьев Райт.
«Если бы я давал совет молодому человеку о том, как ему добиться успеха в жизни, я сказал бы ему: найди хороших отца и мать и начни жизнь в Огайо». Уилбур Райт
Не пугайтесь поражений
О полётах в начале двадцатого века мечтали не только братья Райт. Многие безуспешно пробовали создавать летательные аппараты. Самым известным неудачником был Чарльз Дайер, который построил в 1870-ых годах самолёт в форме утки. Пресса всегда с большим удовольствием освещала подобные неудачи.
Но ни страх поражения, ни критика журналистов не смогли остановить Уилбера и Орвилла. Они взялись за создание летательного аппарата.
До братьев Райт изобретатели считали, что самое главное в полёте — подняться в воздух.
Все усилия конструкторов были направлены на разработку мощного двигателя. Братья Райт первыми осознали, что это ошибка. Для авиации важно не столько взлететь, сколько научиться удерживаться в воздухе, сохраняя равновесие. Лётчику было достаточно одного малейшего движения в воздушном пространстве, чтобы потерять баланс.
Уилбур часами наблюдал, как птицы парят в небе. Одно крыло всегда было опущено, а другое приподнято, в зависимости от направления ветра. Самолёт – та же птица. Чтобы он удерживался в воздухе, пилоту нужно управлять им, адаптируясь к изменениям воздушных потоков.
Уилбур осознал, как воплотить эту идею на практике. Он догадался, что крылья планера должны иметь возможность выгибаться или скручиваться, чтобы опускаться или подниматься в воздухе, как крылья птицы. Это даст возможность самолёту балансировать и удерживаться в воздухе.
В 1899 году братья Врайт приступили к конструированию своего первого планера.
Испытания решили проводить в Северной Каролине, на знаменитых полях Китти Хок, подальше от людских глаз.
Эта местность идеально подходила для испытаний. Сильные ветры помогали планеру взлететь, а песчаные дюны гарантировали мягкую посадку.
Первые испытательные полёты состоялись в сентябре 1900 года. Биплан весил чуть более 22 килограммов, у него было два крыла, расположенных один над другим. Летательный аппарат был оснащён рычагом для крутки крыльев и подвижным передним рулём.
Пилот должен был лежать на животе в центре нижнего крыла, головой вперёд. Братья с самого начала договорились, что никогда не будут летать вместе. На случай, если кто-то из двоих погибнет, другой останется и сможет продолжить работу.
Уже первые попытки показали, что братья идут по верному пути. Планер преодолел расстояние в сотню метров со скоростью приземления 48 км/ч.
«Самолёт — как лошадь. Если он новый, то Вам придётся привыкнуть к нему, прежде чем он будет делать то, что Вы от него хотите. Вы должны изучить его особенности». Уилбур Райт
От планирования в воздухе к моторизированным полётам
Первые успехи вдохновили братьев Райт на продолжение работы.
Орвилл и Уилбур построили лабораторию над своим магазином велосипедов. Они установили двухметровую аэродинамическую трубу, собранную из деревянной коробки, с отверстием на одном конце и вентилятором на другом. Здесь они экспериментировали с крыльями различной формы и кривизны.
Через несколько лет братья создали новую, улучшенную модель планера и в августе 1902 года провели тестовые прогоны в Китти Хок.
Результаты были блестящими. В течение двух месяцев они выполнили почти 2 тысячи полётов. Однажды им даже удалось преодолеть расстояние в 180 метров.
Стало очевидно, что планер братьев Райт умеет парить в воздухе. Оставалось только добавить двигатель.
Но найти того, кто бы его сконструировал, братьям никак не удавалось. Пока они не обратились за помощью к своему другу. Механик Чарли Тейлор выполнил заказ. Он создал мотор мощностью 12 лошадиных сил и весом почти 70 килограммов. Пропеллеры для планера братья сделали сами.
Новый самолёт назывался «Флайер», и у него было два пропеллера, которые вращались в противоположных направлениях, чтобы уравновешивать действие друг друга.
Чтобы определить, кто первым совершит полет, братья бросили монету. Победил Уилбур. Но во время взлёта он так сильно повернул руль, что самолёт, едва взлетев, упал, и пришлось его отремонтировать.
Через несколько дней, 17 декабря 1903 года, в 10:35 утра, на глазах у местных жителей «Флайер» снова взлетел. На этот раз управлял Орвилл. За 12 секунд он преодолел расстояние в 36,5 метра. Так началась новая эпоха моторизированных полётов.
Однако братья Райт не собирались покоиться на лаврах. Впереди было много работы.
«Человек, который работает ради ближайшего настоящего и немедленных наград, — просто дурак». Уилбур Райт
Скептицизм со стороны прессы и военных
Чтобы экономить время и затраты на транспортировку своих самолётов, братьям Райт пришлось найти новое место для испытательных полётов. Теперь все эксперименты они проводили на коровьем пастбище под названием Хаффман-Прейри в их родном штате Огайо.
Условия для полётов на этом поле не были идеальными: рельеф был холмистым, а ветер дул слишком слабо по сравнению с Китти Хок. Братьям пришлось построить катапульту, которая помогала при взлёте. На верхней точке башни крепился трос с гирями, пропущенный через блок. Далее он тянулся к стартовой зоне, где его крепили на носу «Флайера», установленного на рельсах. Пилот отпускал трос, гири падали, самолёт начинал двигаться к краю и затем взмывал в воздух на высокой скорости. Пока ещё мощности двигателя не хватало, чтобы осуществить взлёт с земли.
Братья день за днём испытывали своё изобретение. Понадобилось несколько месяцев упорных тренировок, чтобы добиться успеха: братьям Райт впервые в истории удалось развернуть самолёт в воздухе.
Самое удивительное, что теперь, когда моторизированный полет удавался, пресса будто потеряла всякий интерес к этой теме.
Позже Джеймс Кокс, издатель Dayton News, признался, что он и его сотрудники считали сообщения о полётах братьев Райт вымыслом, поэтому никогда не следили за ними.
Причиной такого скептицизма стала неудача профессора Лэнгли из Смитсоновского института. В декабре 1903 года его попытка подняться в воздух на своём моторизированном самолёте потерпела крах.
Для разработки самолёта Лэнгли получил от государства 50 тысяч долларов. Провал вызвал град насмешек от прессы.
Первым человеком, который официально зафиксировал достижения братьев Райт, стал Амос Рут, пчеловод и любитель разнообразной техники. Именно он в 1905 году впервые опубликовал результаты экспериментов братьев Райт в собственном журнале по пчеловодству.
Невзирая на отсутствие внимания прессы, братья начали задумываться о коммерческой деятельности.
В 1903 году они получили патент. Из чувства патриотизма братья пытались продать своё изобретение военным. Они дважды делали предложение армии, но реакции не последовало. Вероятно, неудача Лэнгли также заставила военных скептически отнестись к идее моторизированных полётов.
Тогда Уилбур и Орвилл обратились к представителям вооружённых сил Франции и Британии. В 1905 году они подписали контракт с командой французских бизнесменов.
Братья Райт получили 200 тысяч долларов, которые они тут же вложили в создание нового летательного аппарата «Флайер III». Одним из условий договора стала публичная демонстрация изобретения. Братья Райт должны были пролететь на «Флайере» на глазах у сотен зрителей, чтобы весь мир наконец поверил в реальность полётов.
«Наши желания не должны ограничиваться только овладением искусством полёта, подобно птицам. Наш долг — не успокаиваться до тех пор, пока мы не решим проблему полёта полностью с научной точки зрения». Отто Лилиенталь, немецкий изобретатель.
Бизнес-интересы братьев
В 1907 году братья получили патент на новый аппарат для полётов. Сразу после этого начали поступать коммерческие предложения.
Немецкие предприниматели предлагали 500 тысяч долларов за 50 «Флайеров», в то время как велись переговоры с французскими представителями.
Для обсуждения деловых вопросов братья обратились к нью-йоркской компании «Флинт энд Компани», которая стала их торговым партнёром в Европе. За каждую сделку компания получала 20 процентов прибыли. Однако на американском рынке братья Райт работали независимо.
Коммерческие дела в Европе не развивались так успешно. Заказывать самолёты Райтов никто не торопился. В связи с этим Харт Берг, представитель «Флинт энд Компани», попросил, чтобы один из братьев лично посетил покупателей. 18 мая 1907 года Уилбур Райт отправился в Европу.
Во время путешествия в Европу, Уилбур наслаждался роскошью. В Лондоне его встретил Харт Берг, который настоял на покупке дорогого костюма для Уилбура. В Париже же Берг забронировал для Уилбура номер в самом модном отеле Европы «Лё Мёрис», с панорамным видом на город и садом на крыше.
Однако Уилбур больше интересовался европейским искусством и архитектурой. В своих письмах домой он выражал восхищение европейской культурой. Уилбур писал, что он разочарован «Моной Лизой» Леонардо да Винчи и предпочитает менее известную картину художника — «Иоанн Креститель».
Тем временем переговоры о продаже летательных аппаратов в Европе зашли в тупик. В конце июля 1907 года к Уилбуру присоединились Орвилл и механик Чарли Тейлор.
Их последняя модель самолёта «Флайер III» была упакована и выслана в Европу за ними.
Однако организация демонстрационного полёта им так и не удалась. В ноябре 1907 года они вернулись в США, а «Флайер» оставался на французской таможне в Гавре.
Первые публичные полёты и успех
В начале 1908 года поступили отличные новости: военное ведомство США намеревалось купить «Флайер» за 25 тысяч долларов. Единственное условие заключалось в прохождении самолётом различных испытаний.
Кроме того, летом 1908 года братья планировали провести публичный полёт во Франции. Они протестировали в Китти Хок обновлённый «Флайер», в котором пилот сидел за рычагом управления, а не лежал. Кроме того, в аппарате появилось место для пассажира.
8 июня 1908 года Уилбур снова отправился во Францию. На таможне в Гавре он обнаружил, что «Флайер» был серьёзно повреждён.
Уилбуру пришлось полностью отремонтировать, а по существу, перестроить «Флайер» в одиночку.
8 августа, спустя два месяца, ремонт был завершён, и Уилбур поднялся в небо на глазах почтенной публики на ипподроме в Ле-Мане. Он пролетел 3,2 километра на высоте 10 метров от земли, совершил два поворота и успешно приземлился.
Это был огромный успех!
Все, кто сомневался в изобретении братьев Райт, были поражены. За 24 часа новость облетела весь мир. Газеты Парижа, Лондона и Чикаго писали о удивительных полётах братьев Райт.
Уилбур продолжил свои демонстрационные полёты. Толпы желающих своими глазами увидеть летательный аппарат росли день ото дня. Весь мир с замиранием сердца следил за тем, что происходило в Париже.
Орвилл вернулся в США с твёрдым намерением устроить такое же удивительное шоу в Форт-Майере, штат Вирджиния.
3 сентября 1908 года он совершил несколько полётов специально для представителей военных ведомств. С каждым разом он демонстрировал все больше и больше возможностей самолёта. Орвилл превратился в настоящую звезду авиации. Через пару недель он установил семь мировых рекордов, включая высоту, скорость и длительность полёта.
Однако впереди братьев Райт ждали серьёзные испытания.
«Наибольшую отдачу приносит поиск новых знаний, а не стремление к власти». Братья Райт
Страшное ЧП едва не лишило Орвилла жизни
Благодаря своим отважным полётам и установленным мировым рекордам, Орвилл превзошёл своего брата Уилбура. А затем произошла трагедия.
17 сентября 1908 года Орвилл осуществлял свой следующий полёт в Форт-Майере. В последние дни он всё чаще брал с собой пассажиров. В этот раз с ним был юный, но очень талантливый офицер — лейтенант Томас Селфридж. Внезапно во время полёта одна из лопастей винта треснула и отлетела. Самолёт потерял управление и упал на землю с высоты 38 метров.
Лейтенант Селфридж погиб. Сам Орвилл серьёзно пострадал: у него была сломана нога и четыре ребра.
Днём и ночью сестра Кэтрин сидела у постели Орвилла. Благодаря её самоотверженной помощи, он вскоре выздоровел. Но это не помешало братьям продолжать свою работу.
Во время выздоровления после болезни Орвилла, Уилбур не управлял «Флайером». И только после выздоровления брата их демонстрационные полёты возобновились. О братьях Райт и их изобретении снова заговорили. За полгода полёты Уилбура в Ле-Мане увидели 200 тысяч человек!
Французские предприниматели обратились к Орвиллу с предложением подготовить трёх лётчиков. Это принесло братьям 35 тысяч долларов.
Во Франции братья получили много наград, включая орден Почётного легиона. Уилбур, в свою очередь, выиграл Кубок «Мишлен» среди лётчиков, установив новый рекорд дальности полёта — 124 километра.
Вскоре стало известно, что братья Райт имеют своих почитателей среди королевских особ. Во Франции была организована их встреча с королём Испании Альфонсо XIII и королём Англии Эдуардом VII.
История успеха братьев Райт началась в Европе, но основное признание их ожидало на родине, в США.
«Мы учимся на своих несчастьях, а невзгоды делают наши сердца добрее». Милтон Райт, отец Уилбура и Орвилла
Даже став героями Америки, братья не перестали трудиться
13 мая 1909 года Орвилл и Уилбур вернулись в США с наградами и с двумя сотнями тысяч долларов в кармане. Но они даже не представляли, какая слава их ожидает впереди.
В Нью-Йорке их встречали как героев. Толпы поклонников и журналистов следовали за ними до самого Дэйтона, где готовились главные торжества.
Дома их приветствовали 10 тысяч человек. В честь братьев Райт город организовал двухдневный праздник и грандиозный парад.
Организаторы торжества мечтали отразить в праздничных мероприятиях всю историю Соединённых Штатов и Дейтона. Для этого подготовили 15 платформ и 560 актёров, одетых в костюмы известных исторических персонажей. Маршем они прошли через Дейтон. Вместе с ними под национальный гимн двигались торжественные колонны из двух с половиной тысяч школьников, одетых в красные, белые и синие костюмы.
Праздник завершился поездкой в Белый дом, где президент Тафт вручил братьям золотые медали.
Но, несмотря на всеобщее признание и славу, братья Райт оставались теми же скромными и трудолюбивыми людьми и не прекращали работать ни на минуту.
Через два дня после завершения шествия они уже двигались в Форт-Майер, где Орвилл окончательно испытал “Флайер” для передачи в армию США.
Проблемой стала для братьев Райт судебная тяжба с Гленном Кёртиссом. Кёртисс был известным лётчиком, многократным победителем авиационных соревнований. Братья Райт обвиняли его в незаконном присвоении их изобретения.
Масштабная патентная война продолжалась почти десять лет, оставаясь без победителя.
Тем временем в авиации появлялись все новые и новые рекорды по всему миру. Но братья Райт оставались признанными лидерами.
Огромное впечатление на современников произвёл полёт Уилбура в Нью-Йорке. Он пролетел по реке Гудзон и долго кружил в небе над Статуей Свободы.
Две недели спустя аристократ русского происхождения по имени Чарльз Ламберт, ученик Уилбура, совершил полёт на высоте около 400 метров вокруг Эйфелевой башни.
25 мая 1910 года братья приехали со своим отцом в Хаффман-Прейри, чтобы осуществить свой первый семейный полёт. Сначала в воздух поднялись два брата. Затем Орвилл пригласил в самолёт отца, епископа Райта, которому шёл 83‑й год.
Когда они взлетели над землёй, епископ наклонился к сыну и прошептал: “Выше, Орвилл, выше!”
«Учиться секретам полёта у птиц было так же приятно, как учиться секретам волшебства у волшебника». Орвилл Райт
Основная идея книги
История жизни братьев Райт так же удивительна, как и их гениальное изобретение. Несмотря на множество трудностей и неудач, им удалось стать пионерами авиации и овладеть искусством полёта, благодаря таланту, трудолюбию и настойчивости.