Братья Райт: Люди, которые научили мир летать

Если Вы меч­та­е­те стар­та­нуть с соб­ствен­ным делом, пре­одо­леть слож­ную зада­чу или бук­валь­но научить­ся летать, исто­рия бра­тьев Райт может стать для Вас отлич­ным источ­ни­ком вдох­но­ве­ния. Ведь они были пер­во­про­ход­ца­ми в авиа­ции, изоб­ре­та­те­ля­ми пер­во­го в мире самолёта.

Но за иде­ей успе­ха часто скры­ва­ют­ся роко­вые слу­чай­но­сти, борь­ба и неуда­чи. Вы узна­е­те обо всех мало­из­вест­ных фак­тах из жиз­ни бра­тьев Райт, а так­же пой­мё­те, поче­му они ста­ли куми­ра­ми для после­ду­ю­щих поко­ле­ний изоб­ре­та­те­лей по все­му миру.

Братья Райт: Люди, которые научили мир летать

Из крат­ко­го содер­жа­ния кни­ги «Бра­тья Райт: Люди, кото­рые научи­ли мир летать», автор Мак­кал­лоу Дэвид Вы узнаете:

  • поче­му пер­вый офи­ци­аль­ный отчёт о мото­ри­зи­ро­ван­ном полё­те был опуб­ли­ко­ван в жур­на­ле по пчеловодству;
  • поче­му ино­гда не вред­но про­пус­кать школу;
  • поче­му отка­зы­вать­ся от рос­ко­ши полезно.

С детства братья Райт росли как одна команда

Мно­гие зна­ют, что бра­тья Райт скон­стру­и­ро­ва­ли и постро­и­ли пер­вый в мире само­лёт. Но исто­рия это­го изоб­ре­те­ния все­гда оста­ва­лась малоизвестной.

Уил­бур Райт, стар­ший из двух бра­тьев, родил­ся 16 апре­ля 1867 года. Через четы­ре года, 19 авгу­ста 1871 года, на свет появил­ся Орвилл.

Эти двое были нераз­луч­ны, как близ­не­цы. Они вме­сте жили, вме­сте ели, вме­сте тру­ди­лись, дер­жа­ли день­ги на одном бан­ков­ском счё­те. Даже почерк у них был похожим.

Но при всей схо­же­сти обра­за жиз­ни бра­тья обла­да­ли раз­ны­ми харак­те­ра­ми. Уил­бур был более серьёз­ным, тяго­тел к учё­бе. Силь­ный харак­тер сде­лал его лиде­ром в этой паре. Орвилл, напро­тив, был более мяг­ким, чув­стви­тель­ным, тяже­ло пере­жи­вал кри­ти­ку и неуда­чи. Одна­ко он был жиз­не­ра­дост­ным и имел прак­тич­ный ум.

Кро­ме Уил­бу­ра и Орвил­ла, в семье было трое детей: млад­шая Кэтрин и двое стар­ших — Рейч­лин и Лорин.

Бра­тья вырос­ли в Дей­тоне, штат Огайо. В то вре­мя Дей­тон был пятым по вели­чине горо­дом штата.

Их мать, Сью­зан Кер­нер Райт, умер­ла от тубер­ку­лё­за, когда маль­чи­кам было око­ло два­дца­ти лет.

Их отец, епи­скоп Мил­тон Райт, вос­пи­ты­вал детей в скром­но­сти, при­ви­вал любовь к чте­нию и тру­ду. В доме все­гда было мно­го книг. Епи­скоп Райт поощ­рял обра­зо­ва­ние сво­их детей, но поз­во­лял про­гу­ли­вать шко­лу, если маль­чи­ки хоте­ли остать­ся дома и почитать.

Ещё в стар­ших клас­сах Орвилл заин­те­ре­со­вал­ся биз­не­сом и открыл типо­гра­фию. В тече­ние несколь­ких лет он изда­вал газе­ту. Поз­же они с Уил­бу­ром откро­ют фир­му по про­да­же и ремон­ту вело­си­пе­дов. Всю при­быль от это­го биз­не­са они будут вкла­ды­вать в свои изобретения.

Уил­бур был оча­ро­ван полё­та­ми, о кото­рых он мно­го читал в кни­гах сво­е­го отца. Уил­бур увле­кал­ся рабо­та­ми немец­ко­го изоб­ре­та­те­ля Отто Лили­ен­та­ля, кото­рый создал пер­вый в мире пла­нёр. Затем его вни­ма­ние при­влёк меха­низм полё­та птиц. Поз­же Уил­бур про­чи­тал о фран­цуз­ском поэте и зем­ле­вла­дель­це Луи-Пье­ре Муй­а­ре, кото­рый так­же был одер­жим любо­вью к полётам.

Братья Райт: Люди, которые научили мир летать

Так зарож­да­лась меч­та бра­тьев Райт.

«Если бы я давал совет моло­до­му чело­ве­ку о том, как ему добить­ся успе­ха в жиз­ни, я ска­зал бы ему: най­ди хоро­ших отца и мать и нач­ни жизнь в Огайо». Уил­бур Райт

Не пугайтесь поражений

О полё­тах в нача­ле два­дца­то­го века меч­та­ли не толь­ко бра­тья Райт. Мно­гие без­успеш­но про­бо­ва­ли созда­вать лета­тель­ные аппа­ра­ты. Самым извест­ным неудач­ни­ком был Чарльз Дай­ер, кото­рый постро­ил в 1870-ых годах само­лёт в фор­ме утки. Прес­са все­гда с боль­шим удо­воль­стви­ем осве­ща­ла подоб­ные неудачи.

Но ни страх пора­же­ния, ни кри­ти­ка жур­на­ли­стов не смог­ли оста­но­вить Уил­бе­ра и Орвил­ла. Они взя­лись за созда­ние лета­тель­но­го аппарата.

До бра­тьев Райт изоб­ре­та­те­ли счи­та­ли, что самое глав­ное в полё­те — под­нять­ся в воздух.

Все уси­лия кон­струк­то­ров были направ­ле­ны на раз­ра­бот­ку мощ­но­го дви­га­те­ля. Бра­тья Райт пер­вы­ми осо­зна­ли, что это ошиб­ка. Для авиа­ции важ­но не столь­ко взле­теть, сколь­ко научить­ся удер­жи­вать­ся в воз­ду­хе, сохра­няя рав­но­ве­сие. Лёт­чи­ку было доста­точ­но одно­го малей­ше­го дви­же­ния в воз­душ­ном про­стран­стве, что­бы поте­рять баланс.

Уил­бур часа­ми наблю­дал, как пти­цы парят в небе. Одно кры­ло все­гда было опу­ще­но, а дру­гое при­под­ня­то, в зави­си­мо­сти от направ­ле­ния вет­ра. Само­лёт – та же пти­ца. Что­бы он удер­жи­вал­ся в воз­ду­хе, пило­ту нуж­но управ­лять им, адап­ти­ру­ясь к изме­не­ни­ям воз­душ­ных потоков.

Уил­бур осо­знал, как вопло­тить эту идею на прак­ти­ке. Он дога­дал­ся, что кры­лья пла­не­ра долж­ны иметь воз­мож­ность выги­бать­ся или скру­чи­вать­ся, что­бы опус­кать­ся или под­ни­мать­ся в воз­ду­хе, как кры­лья пти­цы. Это даст воз­мож­ность само­лё­ту балан­си­ро­вать и удер­жи­вать­ся в воздухе.

В 1899 году бра­тья Врайт при­сту­пи­ли к кон­стру­и­ро­ва­нию сво­е­го пер­во­го планера.

Братья Райт: Люди, которые научили мир летать
Пер­вый пла­нер бра­тьев Райт

Испы­та­ния реши­ли про­во­дить в Север­ной Каро­лине, на зна­ме­ни­тых полях Кит­ти Хок, подаль­ше от люд­ских глаз.

Эта мест­ность иде­аль­но под­хо­ди­ла для испы­та­ний. Силь­ные вет­ры помо­га­ли пла­не­ру взле­теть, а пес­ча­ные дюны гаран­ти­ро­ва­ли мяг­кую посадку.

Пер­вые испы­та­тель­ные полё­ты состо­я­лись в сен­тяб­ре 1900 года. Биплан весил чуть более 22 кило­грам­мов, у него было два кры­ла, рас­по­ло­жен­ных один над дру­гим. Лета­тель­ный аппа­рат был осна­щён рыча­гом для крут­ки кры­льев и подвиж­ным перед­ним рулём.

Пилот дол­жен был лежать на живо­те в цен­тре ниж­не­го кры­ла, голо­вой впе­рёд. Бра­тья с само­го нача­ла дого­во­ри­лись, что нико­гда не будут летать вме­сте. На слу­чай, если кто-то из дво­их погиб­нет, дру­гой оста­нет­ся и смо­жет про­дол­жить работу.

Уже пер­вые попыт­ки пока­за­ли, что бра­тья идут по вер­но­му пути. Пла­нер пре­одо­лел рас­сто­я­ние в сот­ню мет­ров со ско­ро­стью при­зем­ле­ния 48 км/ч.

«Само­лёт — как лошадь. Если он новый, то Вам при­дёт­ся при­вык­нуть к нему, преж­де чем он будет делать то, что Вы от него хоти­те. Вы долж­ны изу­чить его осо­бен­но­сти». Уил­бур Райт

От планирования в воздухе к моторизированным полётам

Пер­вые успе­хи вдох­но­ви­ли бра­тьев Райт на про­дол­же­ние работы.

Орвилл и Уил­бур постро­и­ли лабо­ра­то­рию над сво­им мага­зи­ном вело­си­пе­дов. Они уста­но­ви­ли двух­мет­ро­вую аэро­ди­на­ми­че­скую тру­бу, собран­ную из дере­вян­ной короб­ки, с отвер­сти­ем на одном кон­це и вен­ти­ля­то­ром на дру­гом. Здесь они экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли с кры­лья­ми раз­лич­ной фор­мы и кривизны.

Братья Райт: Люди, которые научили мир летать
Аэро­ди­на­ми­че­ская труба

Через несколь­ко лет бра­тья созда­ли новую, улуч­шен­ную модель пла­не­ра и в авгу­сте 1902 года про­ве­ли тесто­вые про­го­ны в Кит­ти Хок.

Резуль­та­ты были бле­стя­щи­ми. В тече­ние двух меся­цев они выпол­ни­ли почти 2 тыся­чи полё­тов. Одна­жды им даже уда­лось пре­одо­леть рас­сто­я­ние в 180 метров.

Ста­ло оче­вид­но, что пла­нер бра­тьев Райт уме­ет парить в воз­ду­хе. Оста­ва­лось толь­ко доба­вить двигатель.

Но най­ти того, кто бы его скон­стру­и­ро­вал, бра­тьям никак не уда­ва­лось. Пока они не обра­ти­лись за помо­щью к сво­е­му дру­гу. Меха­ник Чар­ли Тей­лор выпол­нил заказ. Он создал мотор мощ­но­стью 12 лоша­ди­ных сил и весом почти 70 кило­грам­мов. Про­пел­ле­ры для пла­не­ра бра­тья сде­ла­ли сами.

Новый само­лёт назы­вал­ся «Флай­ер», и у него было два про­пел­ле­ра, кото­рые вра­ща­лись в про­ти­во­по­лож­ных направ­ле­ни­ях, что­бы урав­но­ве­ши­вать дей­ствие друг друга.

Братья Райт: Люди, которые научили мир летать
Само­лет бра­тьев Райт

Что­бы опре­де­лить, кто пер­вым совер­шит полет, бра­тья бро­си­ли моне­ту. Побе­дил Уил­бур. Но во вре­мя взлё­та он так силь­но повер­нул руль, что само­лёт, едва взле­тев, упал, и при­шлось его отремонтировать.

Через несколь­ко дней, 17 декаб­ря 1903 года, в 10:35 утра, на гла­зах у мест­ных жите­лей «Флай­ер» сно­ва взле­тел. На этот раз управ­лял Орвилл. За 12 секунд он пре­одо­лел рас­сто­я­ние в 36,5 мет­ра. Так нача­лась новая эпо­ха мото­ри­зи­ро­ван­ных полётов.

Одна­ко бра­тья Райт не соби­ра­лись поко­ить­ся на лав­рах. Впе­ре­ди было мно­го работы.

«Чело­век, кото­рый рабо­та­ет ради бли­жай­ше­го насто­я­ще­го и немед­лен­ных наград, — про­сто дурак». Уил­бур Райт

Скептицизм со стороны прессы и военных

Что­бы эко­но­мить вре­мя и затра­ты на транс­пор­ти­ров­ку сво­их само­лё­тов, бра­тьям Райт при­шлось най­ти новое место для испы­та­тель­ных полё­тов. Теперь все экс­пе­ри­мен­ты они про­во­ди­ли на коро­вьем паст­би­ще под назва­ни­ем Хафф­ман-Прейри в их род­ном шта­те Огайо.

Усло­вия для полё­тов на этом поле не были иде­аль­ны­ми: рельеф был хол­ми­стым, а ветер дул слиш­ком сла­бо по срав­не­нию с Кит­ти Хок. Бра­тьям при­шлось постро­ить ката­пуль­ту, кото­рая помо­га­ла при взлё­те. На верх­ней точ­ке баш­ни кре­пил­ся трос с гиря­ми, про­пу­щен­ный через блок. Далее он тянул­ся к стар­то­вой зоне, где его кре­пи­ли на носу «Флай­е­ра», уста­нов­лен­но­го на рель­сах. Пилот отпус­кал трос, гири пада­ли, само­лёт начи­нал дви­гать­ся к краю и затем взмы­вал в воз­дух на высо­кой ско­ро­сти. Пока ещё мощ­но­сти дви­га­те­ля не хва­та­ло, что­бы осу­ще­ствить взлёт с земли.

Бра­тья день за днём испы­ты­ва­ли своё изоб­ре­те­ние. Пона­до­би­лось несколь­ко меся­цев упор­ных тре­ни­ро­вок, что­бы добить­ся успе­ха: бра­тьям Райт впер­вые в исто­рии уда­лось раз­вер­нуть само­лёт в воздухе.

Самое уди­ви­тель­ное, что теперь, когда мото­ри­зи­ро­ван­ный полет уда­вал­ся, прес­са буд­то поте­ря­ла вся­кий инте­рес к этой теме.

Поз­же Джеймс Кокс, изда­тель Dayton News, при­знал­ся, что он и его сотруд­ни­ки счи­та­ли сооб­ще­ния о полё­тах бра­тьев Райт вымыс­лом, поэто­му нико­гда не сле­ди­ли за ними.

При­чи­ной тако­го скеп­ти­циз­ма ста­ла неуда­ча про­фес­со­ра Лэнгли из Смит­со­нов­ско­го инсти­ту­та. В декаб­ре 1903 года его попыт­ка под­нять­ся в воз­дух на сво­ём мото­ри­зи­ро­ван­ном само­лё­те потер­пе­ла крах.

Для раз­ра­бот­ки само­лё­та Лэнгли полу­чил от госу­дар­ства 50 тысяч дол­ла­ров. Про­вал вызвал град насме­шек от прессы.

Пер­вым чело­ве­ком, кото­рый офи­ци­аль­но зафик­си­ро­вал дости­же­ния бра­тьев Райт, стал Амос Рут, пче­ло­вод и люби­тель раз­но­об­раз­ной тех­ни­ки. Имен­но он в 1905 году впер­вые опуб­ли­ко­вал резуль­та­ты экс­пе­ри­мен­тов бра­тьев Райт в соб­ствен­ном жур­на­ле по пчеловодству.

Невзи­рая на отсут­ствие вни­ма­ния прес­сы, бра­тья нача­ли заду­мы­вать­ся о ком­мер­че­ской деятельности.

В 1903 году они полу­чи­ли патент. Из чув­ства пат­ри­о­тиз­ма бра­тья пыта­лись про­дать своё изоб­ре­те­ние воен­ным. Они два­жды дела­ли пред­ло­же­ние армии, но реак­ции не после­до­ва­ло. Веро­ят­но, неуда­ча Лэнгли так­же заста­ви­ла воен­ных скеп­ти­че­ски отне­стись к идее мото­ри­зи­ро­ван­ных полётов.

Тогда Уил­бур и Орвилл обра­ти­лись к пред­ста­ви­те­лям воору­жён­ных сил Фран­ции и Бри­та­нии. В 1905 году они под­пи­са­ли кон­тракт с коман­дой фран­цуз­ских бизнесменов.

Бра­тья Райт полу­чи­ли 200 тысяч дол­ла­ров, кото­рые они тут же вло­жи­ли в созда­ние ново­го лета­тель­но­го аппа­ра­та «Флай­ер III». Одним из усло­вий дого­во­ра ста­ла пуб­лич­ная демон­стра­ция изоб­ре­те­ния. Бра­тья Райт долж­ны были про­ле­теть на «Флай­е­ре» на гла­зах у сотен зри­те­лей, что­бы весь мир нако­нец пове­рил в реаль­ность полётов.

«Наши жела­ния не долж­ны огра­ни­чи­вать­ся толь­ко овла­де­ни­ем искус­ством полё­та, подоб­но пти­цам. Наш долг — не успо­ка­и­вать­ся до тех пор, пока мы не решим про­бле­му полё­та пол­но­стью с науч­ной точ­ки зре­ния». Отто Лили­ен­таль, немец­кий изобретатель.

Бизнес-интересы братьев

В 1907 году бра­тья полу­чи­ли патент на новый аппа­рат для полё­тов. Сра­зу после это­го нача­ли посту­пать ком­мер­че­ские предложения.

Немец­кие пред­при­ни­ма­те­ли пред­ла­га­ли 500 тысяч дол­ла­ров за 50 «Флай­е­ров», в то вре­мя как велись пере­го­во­ры с фран­цуз­ски­ми представителями.

Для обсуж­де­ния дело­вых вопро­сов бра­тья обра­ти­лись к нью-йорк­ской ком­па­нии «Флинт энд Ком­па­ни», кото­рая ста­ла их тор­го­вым парт­нё­ром в Евро­пе. За каж­дую сдел­ку ком­па­ния полу­ча­ла 20 про­цен­тов при­бы­ли. Одна­ко на аме­ри­кан­ском рын­ке бра­тья Райт рабо­та­ли независимо.

Ком­мер­че­ские дела в Евро­пе не раз­ви­ва­лись так успеш­но. Зака­зы­вать само­лё­ты Рай­тов никто не торо­пил­ся. В свя­зи с этим Харт Берг, пред­ста­ви­тель «Флинт энд Ком­па­ни», попро­сил, что­бы один из бра­тьев лич­но посе­тил поку­па­те­лей. 18 мая 1907 года Уил­бур Райт отпра­вил­ся в Европу.

Во вре­мя путе­ше­ствия в Евро­пу, Уил­бур насла­ждал­ся рос­ко­шью. В Лон­доне его встре­тил Харт Берг, кото­рый насто­ял на покуп­ке доро­го­го костю­ма для Уил­бу­ра. В Пари­же же Берг забро­ни­ро­вал для Уил­бу­ра номер в самом мод­ном оте­ле Евро­пы «Лё Мёрис», с пано­рам­ным видом на город и садом на крыше.

Одна­ко Уил­бур боль­ше инте­ре­со­вал­ся евро­пей­ским искус­ством и архи­тек­ту­рой. В сво­их пись­мах домой он выра­жал вос­хи­ще­ние евро­пей­ской куль­ту­рой. Уил­бур писал, что он разо­ча­ро­ван «Моной Лизой» Лео­нар­до да Вин­чи и пред­по­чи­та­ет менее извест­ную кар­ти­ну худож­ни­ка — «Иоанн Креститель».

Тем вре­ме­нем пере­го­во­ры о про­да­же лета­тель­ных аппа­ра­тов в Евро­пе зашли в тупик. В кон­це июля 1907 года к Уил­бу­ру при­со­еди­ни­лись Орвилл и меха­ник Чар­ли Тейлор.

Их послед­няя модель само­лё­та «Флай­ер III» была упа­ко­ва­на и высла­на в Евро­пу за ними.

Одна­ко орга­ни­за­ция демон­стра­ци­он­но­го полё­та им так и не уда­лась. В нояб­ре 1907 года они вер­ну­лись в США, а «Флай­ер» оста­вал­ся на фран­цуз­ской таможне в Гавре.

Первые публичные полёты и успех

В нача­ле 1908 года посту­пи­ли отлич­ные ново­сти: воен­ное ведом­ство США наме­ре­ва­лось купить «Флай­ер» за 25 тысяч дол­ла­ров. Един­ствен­ное усло­вие заклю­ча­лось в про­хож­де­нии само­лё­том раз­лич­ных испытаний.

Кро­ме того, летом 1908 года бра­тья пла­ни­ро­ва­ли про­ве­сти пуб­лич­ный полёт во Фран­ции. Они про­те­сти­ро­ва­ли в Кит­ти Хок обнов­лён­ный «Флай­ер», в кото­ром пилот сидел за рыча­гом управ­ле­ния, а не лежал. Кро­ме того, в аппа­ра­те появи­лось место для пассажира.

8 июня 1908 года Уил­бур сно­ва отпра­вил­ся во Фран­цию. На таможне в Гав­ре он обна­ру­жил, что «Флай­ер» был серьёз­но повреждён.

Уил­бу­ру при­шлось пол­но­стью отре­мон­ти­ро­вать, а по суще­ству, пере­стро­ить «Флай­ер» в одиночку.

8 авгу­ста, спу­стя два меся­ца, ремонт был завер­шён, и Уил­бур под­нял­ся в небо на гла­зах почтен­ной пуб­ли­ки на иппо­дро­ме в Ле-Мане. Он про­ле­тел 3,2 кило­мет­ра на высо­те 10 мет­ров от зем­ли, совер­шил два пово­ро­та и успеш­но приземлился.

Это был огром­ный успех!

Все, кто сомне­вал­ся в изоб­ре­те­нии бра­тьев Райт, были пора­же­ны. За 24 часа новость обле­те­ла весь мир. Газе­ты Пари­жа, Лон­до­на и Чика­го писа­ли о уди­ви­тель­ных полё­тах бра­тьев Райт.

Уил­бур про­дол­жил свои демон­стра­ци­он­ные полё­ты. Тол­пы жела­ю­щих сво­и­ми гла­за­ми уви­деть лета­тель­ный аппа­рат рос­ли день ото дня. Весь мир с зами­ра­ни­ем серд­ца сле­дил за тем, что про­ис­хо­ди­ло в Париже.

Орвилл вер­нул­ся в США с твёр­дым наме­ре­ни­ем устро­ить такое же уди­ви­тель­ное шоу в Форт-Май­е­ре, штат Вирджиния.

3 сен­тяб­ря 1908 года он совер­шил несколь­ко полё­тов спе­ци­аль­но для пред­ста­ви­те­лей воен­ных ведомств. С каж­дым разом он демон­стри­ро­вал все боль­ше и боль­ше воз­мож­но­стей само­лё­та. Орвилл пре­вра­тил­ся в насто­я­щую звез­ду авиа­ции. Через пару недель он уста­но­вил семь миро­вых рекор­дов, вклю­чая высо­ту, ско­рость и дли­тель­ность полёта.

Одна­ко впе­ре­ди бра­тьев Райт жда­ли серьёз­ные испытания.

«Наи­боль­шую отда­чу при­но­сит поиск новых зна­ний, а не стрем­ле­ние к вла­сти». Бра­тья Райт

Страшное ЧП едва не лишило Орвилла жизни

Бла­го­да­ря сво­им отваж­ным полё­там и уста­нов­лен­ным миро­вым рекор­дам, Орвилл пре­взо­шёл сво­е­го бра­та Уил­бу­ра. А затем про­изо­шла трагедия.

17 сен­тяб­ря 1908 года Орвилл осу­ществ­лял свой сле­ду­ю­щий полёт в Форт-Май­е­ре. В послед­ние дни он всё чаще брал с собой пас­са­жи­ров. В этот раз с ним был юный, но очень талант­ли­вый офи­цер — лей­те­нант Томас Сел­фридж. Вне­зап­но во вре­мя полё­та одна из лопа­стей вин­та трес­ну­ла и отле­те­ла. Само­лёт поте­рял управ­ле­ние и упал на зем­лю с высо­ты 38 метров.

Лей­те­нант Сел­фридж погиб. Сам Орвилл серьёз­но постра­дал: у него была сло­ма­на нога и четы­ре ребра.

Днём и ночью сест­ра Кэтрин сиде­ла у посте­ли Орвил­ла. Бла­го­да­ря её само­от­вер­жен­ной помо­щи, он вско­ре выздо­ро­вел. Но это не поме­ша­ло бра­тьям про­дол­жать свою работу.

Во вре­мя выздо­ров­ле­ния после болез­ни Орвил­ла, Уил­бур не управ­лял «Флай­е­ром». И толь­ко после выздо­ров­ле­ния бра­та их демон­стра­ци­он­ные полё­ты воз­об­но­ви­лись. О бра­тьях Райт и их изоб­ре­те­нии сно­ва заго­во­ри­ли. За пол­го­да полё­ты Уил­бу­ра в Ле-Мане уви­де­ли 200 тысяч человек!

Фран­цуз­ские пред­при­ни­ма­те­ли обра­ти­лись к Орвил­лу с пред­ло­же­ни­ем под­го­то­вить трёх лёт­чи­ков. Это при­нес­ло бра­тьям 35 тысяч долларов.

Во Фран­ции бра­тья полу­чи­ли мно­го наград, вклю­чая орден Почёт­но­го леги­о­на. Уил­бур, в свою оче­редь, выиг­рал Кубок «Миш­лен» сре­ди лёт­чи­ков, уста­но­вив новый рекорд даль­но­сти полё­та — 124 километра.

Вско­ре ста­ло извест­но, что бра­тья Райт име­ют сво­их почи­та­те­лей сре­ди коро­лев­ских особ. Во Фран­ции была орга­ни­зо­ва­на их встре­ча с коро­лём Испа­нии Аль­фон­со XIII и коро­лём Англии Эду­ар­дом VII.

Исто­рия успе­ха бра­тьев Райт нача­лась в Евро­пе, но основ­ное при­зна­ние их ожи­да­ло на родине, в США.

«Мы учим­ся на сво­их несча­стьях, а невзго­ды дела­ют наши серд­ца доб­рее». Мил­тон Райт, отец Уил­бу­ра и Орвилла

Даже став героями Америки, братья не перестали трудиться

13 мая 1909 года Орвилл и Уил­бур вер­ну­лись в США с награ­да­ми и с дву­мя сот­ня­ми тысяч дол­ла­ров в кар­мане. Но они даже не пред­став­ля­ли, какая сла­ва их ожи­да­ет впереди.

В Нью-Йор­ке их встре­ча­ли как геро­ев. Тол­пы поклон­ни­ков и жур­на­ли­стов сле­до­ва­ли за ними до само­го Дэй­то­на, где гото­ви­лись глав­ные торжества.

Дома их при­вет­ство­ва­ли 10 тысяч чело­век. В честь бра­тьев Райт город орга­ни­зо­вал двух­днев­ный празд­ник и гран­ди­оз­ный парад.

Орга­ни­за­то­ры тор­же­ства меч­та­ли отра­зить в празд­нич­ных меро­при­я­ти­ях всю исто­рию Соеди­нён­ных Шта­тов и Дей­то­на. Для это­го под­го­то­ви­ли 15 плат­форм и 560 актё­ров, оде­тых в костю­мы извест­ных исто­ри­че­ских пер­со­на­жей. Мар­шем они про­шли через Дей­тон. Вме­сте с ними под наци­о­наль­ный гимн дви­га­лись тор­же­ствен­ные колон­ны из двух с поло­ви­ной тысяч школь­ни­ков, оде­тых в крас­ные, белые и синие костюмы.

Празд­ник завер­шил­ся поезд­кой в ​​Белый дом, где пре­зи­дент Тафт вру­чил бра­тьям золо­тые медали.

Но, несмот­ря на все­об­щее при­зна­ние и сла­ву, бра­тья Райт оста­ва­лись теми же скром­ны­ми и тру­до­лю­би­вы­ми людь­ми и не пре­кра­ща­ли рабо­тать ни на минуту.

Через два дня после завер­ше­ния шествия они уже дви­га­лись в Форт-Май­ер, где Орвилл окон­ча­тель­но испы­тал “Флай­ер” для пере­да­чи в армию США.

Про­бле­мой ста­ла для бра­тьев Райт судеб­ная тяж­ба с Глен­ном Кёр­тис­сом. Кёр­тисс был извест­ным лёт­чи­ком, мно­го­крат­ным побе­ди­те­лем авиа­ци­он­ных сорев­но­ва­ний. Бра­тья Райт обви­ня­ли его в неза­кон­ном при­сво­е­нии их изобретения.

Мас­штаб­ная патент­ная вой­на про­дол­жа­лась почти десять лет, оста­ва­ясь без победителя.

Тем вре­ме­нем в авиа­ции появ­ля­лись все новые и новые рекор­ды по все­му миру. Но бра­тья Райт оста­ва­лись при­знан­ны­ми лидерами.

Огром­ное впе­чат­ле­ние на совре­мен­ни­ков про­из­вёл полёт Уил­бу­ра в Нью-Йор­ке. Он про­ле­тел по реке Гуд­зон и дол­го кру­жил в небе над Ста­ту­ей Свободы.

Две неде­ли спу­стя ари­сто­крат рус­ско­го про­ис­хож­де­ния по име­ни Чарльз Лам­берт, уче­ник Уил­бу­ра, совер­шил полёт на высо­те око­ло 400 мет­ров вокруг Эйфе­ле­вой башни.

25 мая 1910 года бра­тья при­е­ха­ли со сво­им отцом в Хафф­ман-Прейри, что­бы осу­ще­ствить свой пер­вый семей­ный полёт. Сна­ча­ла в воз­дух под­ня­лись два бра­та. Затем Орвилл при­гла­сил в само­лёт отца, епи­ско­па Рай­та, кото­ро­му шёл 83‑й год.

Когда они взле­те­ли над зем­лёй, епи­скоп накло­нил­ся к сыну и про­шеп­тал: “Выше, Орвилл, выше!”

«Учить­ся сек­ре­там полё­та у птиц было так же при­ят­но, как учить­ся сек­ре­там вол­шеб­ства у вол­шеб­ни­ка». Орвилл Райт

Основная идея книги

Исто­рия жиз­ни бра­тьев Райт так же уди­ви­тель­на, как и их гени­аль­ное изоб­ре­те­ние. Несмот­ря на мно­же­ство труд­но­стей и неудач, им уда­лось стать пио­не­ра­ми авиа­ции и овла­деть искус­ством полё­та, бла­го­да­ря талан­ту, тру­до­лю­бию и настойчивости.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Саммари НОН-ФИКШН
Добавить комментарий

6 + пятнадцать =