Эмоциональный интеллект

В кни­ге “Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект: Поче­му он может зна­чить боль­ше, чем IQ” автор Дэни­ел Гоул­ман пред­став­ля­ет рево­лю­ци­он­ный взгляд на при­ро­ду интел­лек­та. Рас­кры­вая важ­ность эмо­ци­о­наль­ных навы­ков в дости­же­нии лич­но­го и про­фес­си­о­наль­но­го успе­ха, Гоул­ман обос­но­вы­ва­ет тезис о том, что спо­соб­ность управ­лять соб­ствен­ны­ми эмо­ци­я­ми, пони­мать чув­ства дру­гих, пре­одо­ле­вать разо­ча­ро­ва­ния и моти­ви­ро­вать себя часто игра­ет более зна­чи­мую роль, чем тра­ди­ци­он­но оце­ни­ва­е­мый интел­лек­ту­аль­ный уро­вень. Кни­га осве­ща­ет клю­че­вые аспек­ты эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та, вклю­чая само­со­зна­ние, само­ре­гу­ля­цию, соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие и эмпатию.

Эмоциональный интеллект

Читать онлайн: Эмо­ци­о­наль­ный интеллект

Эмоциональный интеллект играет определяющую роль в достижении счастья и успеха

Неко­то­рые люди дума­ют, что эмо­ции игра­ют клю­че­вую роль толь­ко в слу­чае роман­ти­че­ских отно­ше­ний или кон­флик­тов. Одна­ко эмо­ции при­сут­ству­ют повсю­ду в нашей жиз­ни: они фор­ми­ру­ют реше­ния, кото­рые мы при­ни­ма­ем, помо­га­ют нам луч­ше понять окру­жа­ю­щий мир и име­ют кри­ти­че­ское зна­че­ние во вза­и­мо­дей­ствии с дру­ги­ми людьми.

В дан­ной кни­ге дает­ся подроб­ное объ­яс­не­ние эмо­ции, вли­я­ю­щих на нашу повсе­днев­ную жизнь. Гоул­ман пока­зы­ва­ет, как они могут либо помо­гать нам, либо мешать, сби­вая с жела­е­мо­го кур­са. В кни­ге так­же под­чер­ки­ва­ет­ся роль, кото­рую игра­ет эмо­ци­о­наль­ный интел­лект в нашей жиз­ни, опи­сы­ва­ет­ся то, как эмо­ции могут спо­соб­ство­вать дости­же­нию поло­жи­тель­ных резуль­та­тов и как избе­гать ситу­а­ций, когда они могут при­чи­нить вред.

Кни­га объ­яс­ня­ет, как эмо­ци­о­наль­ный интел­лект помо­га­ет создать баланс меж­ду наши­ми дву­мя ума­ми: эмо­ци­о­наль­ным и раци­о­наль­ным. Она так­же пока­зы­ва­ет, как при­об­ре­сти и рас­ши­рить эту способность.

Как эмоции способствуют обучению, эмпатии и активности

Эмо­ции могут быть очень цен­ны: они помо­га­ют изу­чать новое, пони­мать дру­гих и побуж­да­ют нас к действию

Нуж­ны ли нам эмо­ции? Воз­мож­но, отрек­шись от них и пре­дав­шись толь­ко логи­ке, мы были бы более успеш­ны? На самом деле, у нас два ума: один раци­о­наль­ный (неокор­текс), отве­ча­ю­щий за мыш­ле­ние, дру­гой эмо­ци­о­наль­ный, отве­ча­ю­щий за чув­ства и эмо­ции. Эмо­ции жиз­нен­но важ­ны, при­но­сят мно­го поль­зы и помо­га­ют нам вести пол­но­цен­ную жизнь.

Эмо­ции помо­га­ют нам учить­ся на осно­ве наших вос­по­ми­на­ний. У наше­го моз­га есть две систе­мы памя­ти: одна — для обыч­ных собы­тий, дру­гая — для заря­жен­ных эмо­ци­я­ми. Поэто­му, когда наш мозг накап­ли­ва­ет опыт, он не толь­ко соби­ра­ет фак­ты. Напри­мер, если малень­кий маль­чик каса­ет­ся рас­ка­лён­ной пли­ты, он испы­ты­ва­ет силь­ную боль. Мысль о при­кос­но­ве­нии к дру­гой пли­те в буду­щем будет у него ассо­ци­и­ро­вать­ся с этой болью. Таким обра­зом, эмо­ции, ско­рее все­го, защи­тят его от повто­ре­ния подоб­но­го опыта.

Дру­гое зна­че­ние эмо­ции заклю­ча­ет­ся в их спо­соб­но­сти помо­гать нам иссле­до­вать эмо­ции дру­гих, пред­ви­дя их дей­ствия. Напри­мер, пред­ставь­те, что Вы столк­ну­лись с раз­дра­жен­ным чело­ве­ком. По его внеш­не­му виду, язы­ку тела, голо­су или взгля­ду Вы смо­же­те опре­де­лить его эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние. Зная это, Вы смо­же­те пред­ви­деть его после­ду­ю­щие дей­ствия, напри­мер, что он может кого-то ударить.

Еще одно цен­ное свой­ство, кото­рое несут в себе эмо­ции, — это их спо­соб­ность побуж­дать к дей­ствию. Если взять преды­ду­щий при­мер с раз­дра­жен­ным чело­ве­ком, его вид вызо­вет эмо­ци­о­наль­ную реак­цию, и у Вас тоже. Напри­мер, Вы почув­ству­е­те угро­зу и так­же разо­зли­тесь, таким обра­зом, эмо­ции под­го­то­вят Вас к быст­рой реак­ции, если он захо­чет ата­ко­вать Вас.

«Вот мой сек­рет, он очень прост: зор­ко одно лишь серд­це. Само­го глав­но­го гла­за­ми не уви­дишь». Анту­ан де Сент-Экзю­пе­ри. Малень­кий принц

Проблемы эмоционального восприятия

Наш эмо­ци­о­наль­ный ум ино­гда может ока­зы­вать нега­тив­ное вли­я­ние на наше суж­де­ние или застав­лять нас дей­ство­вать нерационально

Наши эмо­ции — важ­ный инстру­мент в пони­ма­нии и вза­и­мо­дей­ствии с окру­жа­ю­щей сре­дой. Одна­ко они так­же могут при­чи­нять нам вред и застав­лять совер­шать ошиб­ки, о кото­рых мы потом будем сожалеть.

Подоб­ные ошиб­ки могут воз­ни­кать, когда мы ста­но­вим­ся черес­чур эмо­ци­о­наль­ны­ми. Для того что­бы делать обос­но­ван­ные выво­ды, мы долж­ны мыс­лить ясно и чёт­ко. И когда мы нахо­дим­ся в состо­я­нии повы­шен­ной эмо­ци­о­наль­ной воз­буж­дён­но­сти, наш разум нахо­дит­ся под вли­я­ни­ем тре­вож­ных мыс­лей и обра­зов. В резуль­та­те у нас не оста­ёт­ся места для раци­о­наль­но­го выво­да, и мы рис­ку­ем при­ни­мать оши­боч­ные решения.

Напри­мер, когда Вы испу­га­ны, Вы може­те чрез­мер­но реа­ги­ро­вать на внеш­ние ситу­а­ции, вос­при­ни­мая их более угро­жа­ю­щи­ми, чем они есть на самом деле. Поэто­му после про­смот­ра филь­ма ужа­сов позд­ним вече­ром Вы може­те испу­гать­ся про­сты­ни на сушил­ке, при­ни­мая её за призрака.

Дру­гая ошиб­ка заклю­ча­ет­ся в том, что мы можем начать вне­зап­но дей­ство­вать под воз­дей­стви­ем эмо­ций, не осо­зна­вая послед­ствий. Когда инфор­ма­ция посту­па­ет в наш мозг, эмо­ци­о­наль­ная часть может вызвать реак­цию быст­рее, чем инфор­ма­ция дохо­дит до неокор­тек­са, дума­ю­щей части моз­га, кото­рая спо­соб­на оце­нить про­ис­хо­дя­щее и при­нять реше­ние, хоро­шо ли это. Дру­ги­ми сло­ва­ми, если что-то из окру­жа­ю­щей сре­ды вос­при­ни­ма­ет­ся как угро­за, эмо­ци­о­наль­ный разум может заста­вить нас дей­ство­вать момен­таль­но, не давая вре­ме­ни раци­о­наль­но­му разу­му для обдумывания.

Послед­ний спо­соб, кото­рым наши эмо­ции могут заста­вить нас дей­ство­вать ирра­ци­о­наль­но, заклю­ча­ет­ся в том, что в насто­я­щем мы стра­да­ем от уста­рев­ших эмо­ци­о­наль­ных реак­ций. Наша эмо­ци­о­наль­ная часть моз­га реа­ги­ру­ет на ситу­а­цию в насто­я­щем, опи­ра­ясь на про­шлый опыт, даже если всё изме­ни­лось. Напри­мер, если над маль­чи­ком в шко­ле изде­ва­лись хули­га­ны, он может вырас­ти и стать силь­ным муж­чи­ной, но всё рав­но про­дол­жать чув­ство­вать угро­зу от тех же хули­га­нов из прошлого.

Эмо­ции очень важ­ны, но поми­мо поль­зы они могут нести и вред: овла­де­вать нашим разу­мом и мешать раци­о­наль­но­му мыш­ле­нию. Поэто­му крайне важ­но научить­ся пони­мать и управ­лять ими.

«Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект гораз­до быст­рее, чем раци­о­наль­ный, бро­са­ет­ся дей­ство­вать, не тра­тя ни секун­ды и не заду­мы­ва­ясь, что он, соб­ствен­но, дела­ет». Дэни­ел Гоулман

Ключ к целеустремленности через эмоциональный интеллект

Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект поз­во­ля­ет дер­жать раци­о­наль­ный и эмо­ци­о­наль­ный разум в балан­се, что поз­во­ля­ет Вам фоку­си­ро­вать­ся на дости­же­нии целей.

Как же мы можем исполь­зо­вать мощь наших эмо­ций без их подав­ле­ния? Для это­го нам необ­хо­дим эмо­ци­о­наль­ный интел­лект, посколь­ку он поз­во­ля­ет нам рас­по­зна­вать наши чув­ства и настро­е­ние и управ­лять ими.

Вна­ча­ле мы долж­ны осо­зна­вать свои эмо­ции. Этот шаг очень важен, посколь­ку, если вы хоти­те управ­лять сво­и­ми эмо­ци­я­ми, для нача­ла Вы долж­ны их пони­мать. Иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что люди неспо­соб­ные рас­по­знать свои эмо­ции, более склон­ны к силь­ным вспыш­кам гнева.

Как толь­ко Вы смо­же­те рас­по­зна­вать свои эмо­ции, Вам нуж­но научить­ся пони­мать, что их вызы­ва­ет. Напри­мер, если Ваш друг про­шёл мимо и не обра­тил на Вас ника­ко­го вни­ма­ния, Вы може­те поду­мать, что он спе­ци­аль­но Вас игно­ри­ру­ет. Это может рас­стро­ить или даже разо­злить Вас. Но если Вы пере­ста­не­те думать, что он Вас игно­ри­ру­ет, то смо­же­те най­ти дру­гие при­чи­ны. Напри­мер, он Вас не уви­дел пото­му, что силь­но заду­мал­ся и вооб­ще ниче­го вокруг не замечал.

Одна­ко то, как мы дума­ем и чув­ству­ем, тес­но свя­за­но меж­ду собой. Это свя­за­но с тем, что раци­о­наль­ная и эмо­ци­о­наль­ная части моз­га вза­и­мо­свя­за­ны силь­ной ней­рон­ной сетью.

Наш эмо­ци­о­наль­ный интел­лект зави­сит от этих свя­зей меж­ду эмо­ци­о­наль­ным и раци­о­наль­ным разу­мом. Люди, кото­рые теря­ют спо­соб­ность испы­ты­вать эмо­ции, теря­ют спо­соб­ность дей­ство­вать. Напри­мер, в про­шлом веке паци­ен­там с пси­хи­ат­ри­че­ски­ми рас­строй­ства­ми дела­ли лобо­то­мию, то есть опе­ра­цию на моз­ге, раз­де­ляя две его обла­сти. В резуль­та­те вме­сте с эмо­ци­о­наль­ной спо­соб­но­стью паци­ен­ты теря­ли вооб­ще какую-либо ини­ци­а­ти­ву и стрем­ле­ние к действию.

Связь меж­ду эмо­ци­о­наль­ным и раци­о­наль­ным разу­мом очень важ­на. Но как нам управ­лять сво­им эмо­ци­о­наль­ным разу­мом, а не ста­но­вить­ся его рабом? Этот про­цесс назы­ва­ет­ся эмо­ци­о­наль­ная само­ре­гу­ля­ция, то есть воз­дей­ствие через раци­о­наль­ный ум (неокор­текс) на наши эмоции.

Эмоциональный интеллект

Эмо­ци­о­наль­ная часть моз­га более древ­няя. Она вклю­ча­ет в себя ствол моз­га (так назы­ва­е­мый «реп­тиль­ный мозг»), кото­рый отве­ча­ет за про­цес­сы обу­че­ния и запо­ми­на­ния, и лим­би­че­скую систе­му, кото­рая его окру­жа­ет. Хра­ни­ли­ще эмо­ци­о­наль­ной памя­ти нахо­дит­ся в пар­ном мин­да­ле­вид­ном теле, кото­рое явля­ет­ся частью лим­би­че­ской систе­мы. Раци­о­наль­ная часть моз­га — неокор­текс, кото­рый раз­вил­ся зна­чи­тель­но поз­же, он нахо­дит­ся в коре боль­ших полушарий.

Когда вам удаст­ся рас­по­знать свои чув­ства и управ­лять ими, эмо­ци­о­наль­ный интел­лект может помочь вам скон­цен­три­ро­вать­ся на дости­же­нии сво­их целей.

Напри­мер, пред­ставь­те, что вам в уни­вер­си­те­те нуж­но напи­сать отчет. Вам не нра­вит­ся тема и боль­ше при­вле­ка­ет идея пой­ти в кино с дру­зья­ми. Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект помо­жет вам спра­вить­ся с эти­ми про­ти­во­ре­чи­вы­ми чув­ства­ми. Хотя тема скуч­ная для вас, вы смо­же­те взгля­нуть на это с дру­гой сто­ро­ны. Вы може­те поду­мать о том, как эта рабо­та помо­жет вам в уни­вер­си­те­те в даль­ней­шем и как вам будет здо­ро­во в кино с дру­зья­ми, если вы буде­те знать, что напи­са­ли этот отчет вовремя.

Развитие эмоционального интеллекта

Мы поня­ли, как эмо­ци­о­наль­ный интел­лект может при­ве­сти к насы­щен­ной жиз­ни. Но как мы можем его развить?

Если вы хоти­те улуч­шить свои само­кон­троль и спо­соб­ность управ­лять собой, вы може­те начать с прак­ти­ки исполь­зо­ва­ния внут­рен­не­го диа­ло­га. Это помо­жет опре­де­лить и понять ваши чувства.

Напри­мер, ваш друг рас­ска­зал всем, кро­ме вас, о сво­их про­бле­мах, что вас мог­ло силь­но задеть или рас­стро­ить. Но внут­рен­ний диа­лог может помочь вам решить эту про­бле­му. Задай­те себе вопрос: поче­му меня это заде­ва­ет? Может быть, пото­му, что мой луч­ший друг поде­лил­ся сво­и­ми про­бле­ма­ми со все­ми, кро­ме меня. Теперь, поняв свои чув­ства и опре­де­лив их при­чи­ну, вы може­те осла­бить это чув­ство. Напри­мер, ска­зав себе: я, ско­рее все­го, упу­стил из виду то, что он, воз­мож­но, не хотел меня тре­во­жить, пото­му что знал, что я очень занят состав­ле­ни­ем сво­их еже­год­ных отче­тов. Таким обра­зом, вы буде­те мень­ше рас­стра­и­вать­ся по это­му поводу.

Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект мож­но улуч­шить с помо­щью внут­рен­не­го диа­ло­га, эмпа­тии и пози­тив­но­го мышления.

Если вы хоти­те улуч­шить свою спо­соб­ность пони­мать дру­гих, для это­го вам нуж­но научить­ся импро­ви­зи­ро­вать или осо­знан­но сопе­ре­жи­вать дру­гим. Для это­го вы може­те попы­тать­ся копи­ро­вать язык тела дру­го­го чело­ве­ка. Это может быть полез­но, пото­му что язык тела не толь­ко выра­жа­ет эмо­ции, но и вызы­ва­ет их. Так, при­няв напря­жен­ную позу, вы ста­не­те тоже напряжены.

«Как бы там ни было, вза­и­мо­по­ни­ма­ние – осно­ва забо­ты – воз­ни­ка­ет в резуль­та­те эмо­ци­о­наль­ной настро­ен­но­сти, бла­го­да­ря спо­соб­но­сти к эмпа­тии». Дэни­ел Гоулман

То, как вы объ­яс­ня­е­те себе свои успе­хи и неуда­чи, вли­я­ет на вашу спо­соб­ность моти­ви­ро­вать себя. Что­бы повы­сить моти­ва­цию, нач­ни­те мыс­лить сле­ду­ю­щим обра­зом: люди, кото­рые спо­соб­ны убе­дить себя, что неуда­чи вре­мен­ны и их все­гда мож­но пре­одо­леть, про­сто не сда­ют­ся. Они про­дол­жа­ют дей­ство­вать, пото­му что уве­ре­ны в том, что успех зави­сит толь­ко от их действий.

В отли­чие от них, те люди, кото­рым все­гда чего-то не хва­та­ет для пре­одо­ле­ния неуда­чи, ско­рее все­го, быст­ро сда­ют­ся при любом начи­на­нии. Они убеж­де­ны, что они мало что могут сде­лать для дости­же­ния успе­ха. Поэто­му, если вы все-таки хоти­те добить­ся успе­ха, ста­рай­тесь избе­гать это­го спо­со­ба мышления.

Ключ к успешным отношениям

Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект помо­га­ет вам стро­ить отно­ше­ния с дру­ги­ми людь­ми, кото­рые, в свою оче­редь, опре­де­ля­ют ваш успех.

Конеч­но, если толь­ко вы не живе­те на необи­та­е­мом ост­ро­ве, то без дру­гих людей вы не смо­же­те постро­ить успеш­ную и счаст­ли­вую жизнь. Они игра­ют боль­шую роль в нашей жиз­ни, поэто­му нам при­хо­дит­ся управ­лять соци­аль­ным вза­и­мо­дей­стви­емс ними.

Чув­ствен­ный интел­лект помо­га­ет уста­но­вить хоро­шие отно­ше­ния с дру­ги­ми людь­ми. Зна­ние сво­их эмо­ций в опре­де­лен­ных ситу­а­ци­ях помо­жет оце­нить эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние дру­гих людей в подоб­ной обстановке.

Кро­ме того, чув­ствен­ный интел­лект может помочь понять эмо­ции дру­гих людей, ана­ли­зи­руя их невер­баль­ное пове­де­ние. Это озна­ча­ет, что мож­но опре­де­лить настро­е­ние чело­ве­ка, наблю­дая за опре­де­лен­ны­ми сиг­на­ла­ми, таки­ми как мими­ка или язык тела. Кро­ме того, эти сиг­на­лы, ско­рее все­го, рас­по­зна­ют­ся авто­ма­ти­че­ски, без умствен­ных усилий.

Созна­вая чув­ства дру­гих, Вы начи­на­е­те эмпа­ти­зи­ро­вать с ними. И посколь­ку Вы пони­ма­е­те эмо­ции дру­гих, то с помо­щью ваше­го чув­ствен­но­го интел­лек­та Вы буде­те дей­ство­вать так, что­бы вызы­вать поло­жи­тель­ные реак­ции у других.

Напри­мер, пред­ставь­те, что Вы управ­ля­ю­щий ком­па­нии и у Вас один сотруд­ник дела­ет одни и те же ошиб­ки. Нуж­но его про­ин­фор­ми­ро­вать об этом и повли­ять на его изме­не­ние, но нуж­но делать это пра­виль­но. Если Вы заде­не­те его эмо­ции, он может раз­гне­вать­ся или начать оправ­ды­вать­ся, и это не то, что Вы изна­чаль­но хоте­ли. Если Вы про­яви­те сочув­ствие к нему, то смо­же­те дей­ство­вать так, что­бы он более охот­но менялся.

В общем, с помо­щью эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та мож­но раз­ви­вать соци­аль­ные навы­ки, такие как управ­ле­ние груп­па­ми или сотруд­ни­ка­ми, обу­че­ние дру­гих, раз­ре­ше­ние кон­фликт­ных ситу­а­ций и спо­ров. Такие уме­ния помо­га­ют под­дер­жи­вать и раз­ви­вать любые отно­ше­ния как с близ­ки­ми и дру­зья­ми, так и с кол­ле­га­ми и новы­ми знакомыми.

«Каче­ство отно­ше­ний, рав­но как и коли­че­ство, похо­же, игра­ет нема­ло­важ­ную роль в умень­ше­нии стрес­са». Дэни­эл Гоулман

Эмоциональный интеллект — ключ к успешной и счастливой жизни

Воз­мож­но, Вы счи­та­е­те, что высо­кий IQ может обес­пе­чить высо­кие шан­сы дости­же­ния успе­ха. Тем не менее раз­ви­тый эмо­ци­о­наль­ный интел­лект даже более важен, чем высо­кий IQ. Как пока­зы­ва­ют иссле­до­ва­ния, люди с высо­ким уров­нем эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та с боль­шей веро­ят­но­стью ста­но­вят­ся успешными.

Напри­мер, сту­ден­ты, кото­рые спо­соб­ны кон­тро­ли­ро­вать эмо­ции и удер­жи­вать свои поры­вы, будут более успеш­ны сре­ди сво­их сверстников.

В 1960‑х годах в сте­нах Стэн­форд­ско­го уни­вер­си­те­та был про­ве­ден так назы­ва­е­мый тест с зефи­ром. Четы­рех­лет­них детей поса­ди­ли в ком­на­те, где на сто­ле лежал один зефир. Взрос­лый дол­жен был уйти по делам и вер­нуть­ся. Каж­до­го ребен­ка пре­ду­пре­ди­ли, что если он не тро­нет зефир на сто­ле, то он полу­чит два.

Резуль­тат это­го теста стал оче­ви­ден толь­ко спу­стя 12 — 14 лет, когда выяс­ни­лось, что те дети, кото­рые смог­ли кон­тро­ли­ро­вать свои поры­вы, ста­ли более успеш­ны­ми в жиз­ни, более уве­рен­ны­ми в себе и более ком­пе­тент­ны­ми в соци­аль­ном отно­ше­нии. С дру­гой сто­ро­ны, дети, кото­рые не удер­жа­лись и схва­ти­ли зефир, впо­след­ствии про­яв­ля­ли мень­ше подоб­ных качеств. Они были более под­вер­же­ны стрес­су, зави­сти и рев­но­сти. Они чаще реа­ги­ро­ва­ли ост­ро и раздражались.

Незна­чи­тель­ные задат­ки в дет­стве, как в тесте с зефи­ром, могут раз­вить­ся в чув­ствен­ные и соци­аль­ные навы­ки во взрос­лой жиз­ни. Уме­ние удер­жи­вать поры­вы лежит в осно­ве любых стрем­ле­ний от соблю­де­ния дие­ты и до полу­че­ния уче­ной степени.

Чув­ствен­ный интел­лект так­же может помо­гать избе­гать нега­тив­ных эмо­ций, таких как нер­воз­ность, бес­по­кой­ство и гнев. Умень­шая их, Вы умень­ши­те их нега­тив­ное воз­дей­ствие на Ваше здоровье.

Учи­ты­вая боль­шое вли­я­ние эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та на успех и здо­ро­вье, мы слиш­ком мало вни­ма­ния уде­ля­ем навы­кам управ­ле­ния эмо­ци­я­ми как в дет­стве, так и во взрос­лой жизни.

Будущее зависит от эмоционального интеллекта наших детей

В то вре­мя как высо­кий ‘моци­о­наль­ный интел­лект дела­ет людей счаст­ли­вы­ми и здо­ро­вы­ми, низ­кий ‘моци­о­наль­ный интел­лект может пред­став­лять собой про­бле­му для все­го общества.

Име­ют­ся убе­ди­тель­ные сви­де­тель­ства того, что дефи­цит эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та может порож­дать делин­квент­ное пове­де­ние, то есть анти­об­ще­ствен­ное и про­ти­во­прав­ное пове­де­ние, кото­рое может при­чи­нить вред кому-то. Это явля­ет­ся глав­ным фак­то­ром уве­ли­че­ния уров­ня преступности.

Напри­мер, иссле­до­ва­ния демон­стри­ру­ют, что под­рост­кам-пра­во­на­ру­ши­те­лям тяже­ло кон­тро­ли­ро­вать свои всплес­ки эмо­ций и поры­вы, а так­же слож­но раз­га­ды­вать выра­же­ние лица дру­гих людей. Нар­ко­ма­ны так­же испы­ты­ва­ют труд­но­сти с эмо­ци­о­наль­ным интел­лек­том. Напри­мер, геро­и­но­вые и опи­ум­ные нар­ко­ма­ны с тру­дом мог­ли управ­лять гне­вом даже до нача­ла упо­треб­ле­ния наркотиков.

Нет сомне­ний в том, что бла­го­по­лу­чие ребён­ка зави­сит от эмо­ци­о­наль­ной ком­пе­тент­но­сти. Дети, кото­рые рас­тут в окру­же­нии людей с раз­ви­тым эмо­ци­о­наль­ным интел­лек­том, так­же будут про­яв­лять его высо­кий уро­вень. Как пока­за­ло иссле­до­ва­ние, такие дети луч­ше управ­ля­ют сво­и­ми эмо­ци­я­ми, мень­ше нерв­ни­ча­ют, боль­ше любят сво­их сверст­ни­ков и более доволь­ны сво­и­ми учителями.

Не уди­ви­тель­но, что дети с дефи­ци­том эмо­ци­о­наль­ной само­ре­гу­ля­ции, эмпа­тии и кон­тро­ля поры­вов под­вер­га­ют­ся рис­ку раз­ви­тия про­блем пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья и, как след­ствие, име­ют боль­ше труд­но­стей в школе.

Всё это ука­зы­ва­ет на то, что эмо­ци­о­наль­ный интел­лект детей игра­ет осно­во­по­ла­га­ю­щую роль в буду­щем наше­го обще­ства. Сего­дняш­ние дети — это роди­те­ли, учи­те­ля, поли­ти­ки и биз­не­сме­ны зав­траш­не­го дня. Одним сло­вом, мно­гие из них будут ока­зы­вать зна­чи­тель­ное вли­я­ние на буду­щее обще­ство, и, если бы они про­яв­ля­ли эмпа­тию к дру­гим, были масте­ра­ми в реше­ни­ях кон­флик­тов и не были склон­ны дей­ство­вать эмо­ци­о­наль­но и наспех, это бы помог­ло любо­му обще­ству стать лучше.

Буду­щее обще­ства фор­ми­ру­ет­ся бла­го­да­ря раз­но­об­раз­ным фак­то­рам, но оче­вид­но, что эмо­ци­о­наль­ный интел­лект явля­ет­ся наи­бо­лее влиятельным.

Применение эмоционального интеллекта

После полу­че­ния зна­ний об эмо­ци­о­наль­ном интел­лек­те воз­ни­ка­ет вопрос: где на прак­ти­ке мы можем его исполь­зо­вать? Ниже несколь­ко сове­тов, кото­рые помо­гут при­ме­нить эмо­ци­о­наль­ный интел­лект в повсе­днев­ной жизни.

Семей­ная жизнь. Напри­мер, Вы може­те избе­жать кон­флик­тов в отно­ше­ни­ях, если буде­те осо­зна­вать, что у муж­чин и жен­щин по-раз­но­му раз­ви­ты эмо­ци­о­наль­ные навы­ки. Дево­чек учат выра­жать свои чув­ства по отно­ше­нию к близ­ким людям, а маль­чи­ков, наобо­рот, скры­вать их чув­ства, что­бы они выгля­де­ли более мужественно.

Напри­мер, если девуш­ка жалу­ет­ся сво­е­му пар­ню на про­бле­му, она хочет, что­бы он выслу­шал, понял и под­дер­жал её. Поэто­му со сто­ро­ны пар­ня немед­лен­ное пред­ло­же­ние по реше­нию про­бле­мы может быть непра­виль­но вос­при­ня­то как бес­чув­ствен­ность и без­раз­ли­чие, а не как попыт­ка помочь. В этом слу­чае было бы луч­ше выка­зать эмпа­тию, вни­ма­тель­но выслу­шав девушку.

Здо­ро­вье. Любые нега­тив­ные эмо­ции пло­хо ска­зы­ва­ют­ся на состо­я­нии наше­го имму­ни­те­та и здо­ро­вья в целом. Пози­тив­ное мыш­ле­ние и раз­лич­ные упраж­не­ния на рас­слаб­ле­ние могут улуч­шить Ваше эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, что, в свою оче­редь, улуч­шит Ваше здоровье.

Руко­вод­ство сотруд­ни­ка­ми. При­ме­не­ние эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та на рабо­те явля­ет­ся крайне важ­ным, осо­бен­но если Вы руко­во­ди­тель. Вы долж­ны кор­рект­но выска­зы­вать своё мне­ние и выслу­ши­вать заме­ча­ния. Если есть какая-то про­бле­ма, ни в коем слу­чае нель­зя пере­хо­дить на лич­но­сти. Любая кри­ти­ка долж­на быть кон­струк­тив­ной, выска­зан­ной лицом к лицу и с эмпа­ти­ей и толь­ко с жела­ни­ем помочь.

Основная идея книги: Эмоциональный интеллект

Эмо­ции очень важ­ны, посколь­ку они слу­жат для нас неза­ме­ни­мым источ­ни­ком ори­ен­та­ции в жиз­ни и тол­ка­ют нас к дей­стви­ям. Но они так­же могут заста­вить нас дей­ство­вать ирра­ци­о­наль­но, не в наших инте­ре­сах. Вот поче­му нам нужен эмо­ци­о­наль­ный интеллект.

Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект — это набор навы­ков, кото­рый поз­во­ля­ет нам рас­по­зна­вать эмо­ции и чув­ства как свои, так и чужие, а так­же управ­лять ими. Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект — это, пожа­луй, наи­бо­лее важ­ный фак­тор для дости­же­ния успе­ха и пол­но­цен­ной жизни.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Саммари НОН-ФИКШН
Добавить комментарий

4 − один =